К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени» (Анализ стихотворения, стиха). «Я мечтою ловил уходящие тени…» К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени…» Константин Бальмонт

К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени» (Анализ стихотворения, стиха). «Я мечтою ловил уходящие тени…» К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени…» Константин Бальмонт
К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени» (Анализ стихотворения, стиха). «Я мечтою ловил уходящие тени…» К. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени…» Константин Бальмонт

Анализ лирического произведения.

Стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени» создано в 1894 году (сборник «В безбрежности»). Произведение было внесено в начало сборника и выделено курсивом. Оно должно было стать прологом всей книги и, по словам Л. Е. Ляпиной, «мыслилось программным».(1, с.59) История создания стихотворения такова: поэт хотел написать произведение о человеческом пути к свету.

Произведение Бальмонта является элегией.

Тема стихотворения – повествование поэта о своих творческих достижениях.

В стихотворении можно выделить несколько смыслов: философский (поиск смысла жизни), поэтический (тема поэта и поэзии), общечеловеческий (мысль о гармонии с самим собой)

Преобладают личные интонации, о чем свидетельствует частое употребление местоимения «я».

Композиция стихотворения кольцевая. Такая композиция не придает завершенности. Поэтическая мысль автора не завершена: путь к вершине далёк. Это движение циклично, вечно.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что человек должен двигаться все время вперед, невзирая ни на какие препятствия на пути к достижению своей цели.

Особую торжественность тексту произведения придает использование книжной лексики (выси, взор, светило).

В тексте стихотворения часто используются глаголы (входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые создают ощущение постоянного движения. Личное местоимение «я» встречается 11 раз. Поэтическое «я» является основой стихотворения.

При помощи эпитетов («сияньем прощальным», «дремлющих гор», «огневое светило») и олицетворений («выси…нежно ласкали») К. Бальмонт одухотворяет природу, передает ее деятельную натуру. В тексте произведения четыре раза повторяется метафора «дрожали ступени». Дрожащие ступени - символ непрочной лестницы пути, которую избрал лирический герой. Можно предположить, что путь героя не изведан, зыбок и невероятно труден. При помощи метафоры «ловить мечтою» - автор передает желание лирического героя остановиться и вспомнить о чем-то приятном.

Развернутая метафора «уходящие тени потускневшего дня» символизирует подходящий к концу прожитый день.

Анализ синтаксического уровня стихотворения позволяет выделить такие приёмы: эпифора, анафора, инверсия. Эпифорой называется повторение слова или словосочетания в конце близлежащих стихотворных строк:

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

Такой синтаксический прием, как анафора, позволяет поэту выделить лексемы, несущие важную эмоциональную и смысловую нагрузку. Повторяются анафорические слова «и чем», которые не дают остановиться до самого конца чтения.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали...

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор...

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Особую выразительность и мелодичность художественной речи придает инверсия: «Тем ясней рисовались очертанья вдали», «И какие-то звуки вдали раздавались»

Ритмика стиха – силлабо – тоническая.Стихотворение написано цезурованным четырехстопным анапестом с полной и перекрестной рифмой.

К. Бальмонт широко использует аллитерацию и ассонанс. Частое использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч] (всего 32) заставляет читателя слышать шорох и шуршание, погружаться в атмосферу таинственности и загадочности. Особую музыкальность произведению придает обилие звуков р, [л], [м], [н]. Среди гласных часто повторяются: [и] (51), затем [а] (50) и [у] (50). (3, с. 64) Благодаря звуковым повторам речь стихотворения становится более благозвучной.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.(2, с.207)

Лирическому герою открылась истина, он хочет донести главную мысль до других людей, только начинающих этот сложный путь.

Черты символизма (на примере стихотворения К. Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени…")

Борисовская Е.О.,

Прежде, чем перейти к анализу стихотворения Бальмонта, нужно вспомнить о том, что несёт в себе символизм и какие черты ему присущи.

Символизмом принято называть литературное течение, в России, которое возникло в начале 90-х годов XIX века. В основе его лежат философские идеи Ницше и Шопенгауэра, а также учение В.С. Соловьева о Душе мира. Традиционному способу познания действительности символисты противопоставляли идею создания миров в процессе творчества. Поэтому творчество в понимании символистов - созерцание "тайных смыслов" - доступно только поэту-творцу. Символ становится центральной эстетической категорией этого литературного течения.

Черты символизма:

  • · Музыкальность стиха, разработка звукописи;
  • · Возвышенность тематики;
  • · Многозначность, расплывчатость образов;
  • · Недосказанность, иносказания, намеки;
  • · Наличие идеи о двух мирах;
  • · Отражение реальности посредствам символов;
  • · Религиозные искания;
  • · Идея о Мировой Душе.

Большинство этих черт символизма мы можем увидеть в стихотворении старшего представителя символического течения К. Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени…".

Я мечтою ловил уходящие тени,

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

А внизу подо мною уж ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Стихотворение Бальмонта " Я мечтою ловил уходящие тени … " было написано в 1895 году.

Оно наиболее ярко отражает творчество Бальмонта и является гимном символизма. Ключевым мотивом в стихотворении является мотив пути. Известно, что мотив пути - один из важнейших архетипических мотивов символизма. Данное стихотворение неслучайно вынесено в начало книги "В Безбрежности" и выделено курсивом. Л.Е. Ляпин считает, что это стихотворения для Бальмонта является программным. Поэтому, по-моему мнению, черты символизма стоит раскрывать именно на примере данного стихотворения.

символизм стихотворение бальмонт душа

Черта символизма в русской литературе

Её раскрытие в стихотворении К. Бальмонта

1. Музыкальность стиха.

Данное стихотворение покоряет чарующей пластикой, музыкальностью, которая создается волнообразным движением интонационных подъемов и спадов. Особую значимость несет наличие в стихотворении шипящих и свистящих согласных, а так же сонорных " р" и " л ", которые и создают музыкальность стихотворения. Ритм стихотворения создает его размер: четырехстопный анапест, который в нечетных строках утяжелен цезурным наращиванием. В этом стихотворении поэт использовал приемы, свойственные музыке, - ритмические повторы, множество внутренних рифм:

v Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня….

v Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

2. Возвышенность тематики

Автор рассказывает о своих творческих достижениях. Но делает это настолько виртуозно, что поначалу догадаться об истинном смысле произведения достаточно сложно. Свой приход в мир литературы Бальмонт описывает с некоторой долей иронии, отмечая: "Я на башню всходил, и дрожали ступени, и дрожали ступени под ногой у меня". Однако в общем контексте стихотворения эта фраза указывает на то, что поэт уверенно шел к своей цели и мечтал добиться славы любой ценой.

"И чем выше я шел, тем ясней рисовались, тем ясней рисовались очертанья вдали". Если выражаться образным языком символизма, то от вершин, к которым стремился поэт, у него действительно захватывало дух. Чем выше он поднимался по лестнице поэтического успеха, тем меньше внимания обращал на тех, кто пытается ему помещать своими недоброжелательными высказываниями. "И внизу подо мною уж ночь наступила", -- именно так нелестно отзывается поэт о людях, которые пытались ему помешать стать знаменитым.

Поэт признается, что "узнал, как ловить уходящие тени", то есть отточил свое литературное мастерство настолько, что научился в стихах останавливать мгновения прошлого.

  • 3. Отражение реальности посредствам символов.
  • 4. Многозначность, расплывчатость образов.
  • v Особую роль в образном строе данного поэтического произведения играет символ башни, по которой все "выше" поднимается лирический герой. Башня может предстать и символом перехода в иной мир.
  • v Символ "уходящих теней" помогает поэту, с одной стороны, выразить мечту, надежду лирического героя на будущее возрождение, а с другой -- понять тоску героя по прошлому, которое безвозвратно потеряно. "Тени" - это прошлое, символ мистического созерцания сущности бытия. Может быть, тени-это люди, которые уходят. Тени ассоциируются с чем-то неосознанным, непонятным, недоступным, поэтому автор так и стремится постичь эту истину, познать ее.
  • v "От Небес и Земли" - оба слова в тексте пишутся с большой буквы, значит, им придается символическое значение. Небо, небеса - символ твердыни, высоты, света, выражение божества. Земля - символ плодовитости, радости, олицетворение материнства.
  • v Дрожащие ступени символизируют непрочную, неосязаемую (в символическом переосмыслении) лестницу пути, избранного лирическим героем. Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий - это трудный путь.
  • v Лестница как архитектурный элемент строений используется человеком с глубокой древности, когда мирское еще не отделялось от духовного и скрытый язык символов и их значение были чрезвычайно важны. Поэтому наряду с функциональным назначением лестницы - осуществлять переход по ступеням с одного уровня на другой - существует и ее символический смысл. Лестница символизирует связь человека с Божественным началом.
  • v "Уходящие тени погасавшего дня"… День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму.
  • 5. Недосказанность, иносказания, намеки.
  • 6. Религиозные искания.

Во время прочтения данного возникает мысль: не посмертный ли путь человека описывает поэт? Звуки долетающие до него неясны, они идут от Небес и Земли.

"И сияньем прощальным…" Вот слова, которые наводят нас на эту мысли о прохождении лирическим героем посмертного пути. Внизу наступила ночь, скрыв всё земное, но для лирического героя блистает Солнце, однако и оно догорает вдали.

Возможна и другая трактовка: лирический герой - одиночка, который бросает вызов земным установлениям. Он вступает в противоборство уже не с обществом, а со вселенскими, космическими законами и выходит победителем ("Я узнал, как ловить уходящие тени..."). Тем самым Бальмонт намекает на богоизбранность своего героя (а в конечном счете и на свою собственную богоизбранность, ведь для старших символистов, к которым он принадлежал, была важна мысль о высоком, "жреческом" предназначении поэта).

7. Наличие идеи о двух мирах

Стихотворение Бальмонта построено на антитезе: между верхом ("И чем выше я шел…"), и низом ("А в низу подо мною..."), небесами и землей, днем (светом) и тьмой (угасанием).

Сквозь мир фантазии и мечты героя просачивается реальный мир, над которым хочет возвыситься лирически герой. Лирический сюжет заключается в движении героя, снимающем указанные контрасты. Восходя на башню, герой покидает привычный земной мир в погоне за новыми никем не изведанными прежде ощущениями. Поэт пытается познать какую-то истину. И в конце стихотворения мы видим, что он сумел это сделать, он нашел то, что искал.

Творческие работы Константина Бальмонта достаточно часто содержат в себе романтические оттенки, хотя на самом деле, речь идет о достаточно серьезных вещах. Автор использует такой литературный прием, как символизм и с его помощью создает свои прекрасные стихотворения.

Одним из них можно назвать работу «Я мечтою ловил уходящие тени…». В тексте всего стихотворения мы знакомимся с мыслями автора о его творческих достижениях. В рифмованных строках Бальмонт пишет о своих взлетах, о том, как кропотливо он достигал вершины своей литературной деятельности.

Некоторая ирония прослеживается в словах: «Я на башню всходил, и дрожали ступени…». На первый взгляд, читатель понимает, что автору было достаточно трудно взобраться по литературной лестнице. Но, оценивая смысл творческой работы целиком, мы понимаем, что К. Бальмонт с огромной уверенностью шагал вперед, не обращая внимания на завистников.

В строке «И чем выше я шел, тем ясней рисовались … очертанья вдали», читатель видит тот порыв души, то стремление к славе, которое на самом деле бушует в душе автора. И чем ближе он приближался к заветной мечте, тем отдаленней казались ему недоброжелатели.

Он пишет: «И внизу подо мною уж ночь наступила». А это значит, что все прошлые события его жизни, это лишь воспоминания, о которых он совершенно не хочет помнить. Он говорит о них, как о темной ночи, которая уже осталась позади.

В строках творческого стихотворения, К. Бальмонт замечает: «Я мечтою ловил уходящие тени …». Что подразумевается под ними? Я думаю, автор научился останавливать время при помощи своего мастерства и таланта. В строках своих работ он запечатлел самые волнующие жизненные моменты, к которым больше не следует возвращаться. Они останутся в стихах, в рифмованных строках. Они унесут все обиды и разочарование в далекое прошлое.

Все они различаются между собой: некоторые из них в полной мере раскрывают смысл произведения, другие делают упор на форму и стиль. Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» относится к школьной программе, которая намного проще вузовской, поэтому и можно использовать тот, что легче.

План

В зависимости от цели анализа, некоторые позиции плана можно объединить или заменить. В целом он будет выглядеть следующим образом:

  1. Информация о произведении и его авторе. Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» следует начать с кратких сведений о поэте. Не стоит переписывать всю биографию. Можно ограничиться только теми эпизодами из жизни автора, которые касаются произведения. То есть необходимо упомянуть, в каком году был написан стих, где опубликован, кому посвящался и т. д.
  2. Жанр. Нужно не только определить жанр произведения, но и написать о его основных признаках. Также следует определить, является ли этот вид литературного произведения типичным для поэта.
  3. Тема и проблема. Анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» подразумевает обязательное определение основной темы произведения и проблемы, которая в нем поднимается.
  4. Сюжет, композиция, символика. Если в стихотворении присутствует сюжет, его необходимо пересказать. Композиция стихотворения - это соотношение стиля и сюжета. Если в лирическом произведении отсутствует определенный ряд событий, можно просто указать, что стих написан такими-то строфами. Особое внимание стоит уделить символам, которые есть в каждом лирическом произведении. Необходимо объяснить, какую они играют роль.
  5. Герой . Здесь необходимо дать краткую характеристику главному герою (если он есть).
  6. Стилистика . Нужно описать, к каким средствам выразительности обратился автор.
  7. Отношение к произведению . В этом пункте не стоит ограничиваться примитивным «нравится/не нравится». Лучше всего будет написать, что вызвало положительные эмоции в стихотворении, а какой момент показался неуместным или «сырым». На этом анализ стихотворения «Я мечтою ловил уходящие тени» можно считать оконченным.

Информация о стихотворении и авторе

Используя представленную выше схему, можно начинать работать с произведением «Я мечтою ловил уходящие тени». Анализ стихотворения по плану писать намного легче, чем пытаться быстро сочинить что-то уместное.

Автором является Константин Бальмонт. Поэт-символист создавал произведения, наполненные нетипичным и тонким смыслом, который не каждый в силах осознать. В 1895 году увидело мир стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени». История создания этого произведения достаточно прозаична: автор хотел написать о человеческом стремлении к свету и немножко о себе.

Жанр

Каждое стихотворение написано в определенном жанре. Имеет свои особенности и произведение «Я мечтою ловил уходящие тени». Анализ стихотворения показал, что работа Бальмонта является элегией - сочинением, пронизанным грустью. Пускай символизм поэта и окрашен в романтические тона, а сам автор говорит восторженно и изысканно, между строк его поэтического произведения притаилась давно возникшая в душе грусть.

Тема и проблема

В своей работе автор рассказывает о простых вещах. По сути, он говорит о своем становлении как поэта. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» (Бальмонт), анализ которого предстоит провести, рассказывает о том, как трудно чего-то достичь в жизни, но если упорно идти к своей мечте - все возможно.

Строфу, что начинается со слов «Я на башню всходил», можно принимать за описание того, как пришел Бальмонт в литературу. Но если посмотреть на эту фразу в общем контексте, то становится очевидным, что лирический герой произведения никогда не отступал от задуманного.

Сюжет, композиция, символика

Поэт пытался подняться к недосягаемым вершинам. И чем выше приходилось взбираться по профессиональной лестнице, тем менее значимым казались нелицеприятные высказывания завистников. В стихотворении отчетливо прослеживает история о том, что автор имел некие цели и отчаянно к ним стремился.

Итак, Бальмонт, «Я мечтою ловил уходящие тени»… Анализ стихотворения показывает, что прошло время, когда автору причиняла боль чужая молва. И чем ближе он приближался к собственной цели, тем ярче для него «блистало светило». Используя свои излюбленные символы, поэт говорит, что знает, «как ловить тени». То есть талант позволяет ему останавливать и восстанавливать мгновения прошлого в своих произведениях. Но он желает идти только вперед, оставив позади неоправданные надежды, потери и горести.

Стилистика

Лирический герой представляется читателю в образе неоромантика, которому хочется познать все законы мирозданья и направляться к свету, своей заветной цели. Стихотворение «Я мечтою ловил уходящие тени» (Бальмонт), анализ которого уже подходит к концу, состоит из 5 строф, которые объединены одним смыслом. Основная особенность стилистического решения - это последняя строфа. Она плавно подводит читателя к первой.

Произведение отличается удивительной музыкальностью и плавным строем звуков. Еще одна особенность стихотворения - повтор. То есть последние слова строчки встречаются в следующей, словно образуя соединительную цепочку. Все это добавляет стиху некую таинственность, гармонию, лирическую грусть и красоту.

Завершение

После первого прочтения этого стихотворения воображение сразу же начинает рисовать одинокого человека, который сражается против целого мира. Многим может показаться, что лирический герой борется с космическими законами. На самом деле он сражается с обществом, а «ловить уходящие тени» - это не более чем извлекать из ошибок прошлого полезные уроки. Но сколько существует людей, столько существует и мнений, а символизм хорош тем, что каждый может увидеть в стихотворении что-то свое, то, с чем у него возникают определенные ассоциации.

Очень часто ученики, а иногда и учителя задаются вопросом: «Правильно ли я понял то, что хотел сказать автор?» В действительности, только одному поэту известно, что он хотел сказать. Возможно, в его произведении не было никакого послания, а лишь красивое кружево из слов. Так что любое предположение о том, что пытался донести автор, может считаться верным.

Ход урока.

  1. Беседа учителя.

И дрожали ступени под ногой у меня.

(Повторы).

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

5) Написание мини-сочинений.

Темы сочинения.

Предварительный просмотр:

Литература 11 класс. Урок-практикум «Лингвистический анализ стихотворения К.Д.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени».

Цели: 1) познавательные: - приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста;

Формирование представления об особенностям стиля автора;

Подготовка к написанию мини-сочинения;

2) развивающие: -развитие образного мышления;

Приобщение к творчеству поэта;

3) воспитательные: -воспитание внимания к поэтическому слову;

Привитие любви к русской поэзии.

Ход урока.

  1. Беседа учителя.

Наш урок будет посвящён анализу стихотворения К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…» (1894). Мы узнаем о личности поэта, о его творчестве, попытаемся понять суть поэтического символизма.

Посмотрите на доску. Здесь записаны годы жизни поэта: 1867-1942.

Назовите тот период в русской литературе, когда начался творческий путь поэта.

(Это рубеж веков, серебряный век русской поэзии).

Как можно охарактеризовать это время?

(Это «усталое» время. Кризисное время, ощущение приближающегося конца света).

В литературе возникает множество направлений: акмеизм, футуризм, символизм. Давайте попробуем подробнее остановиться на символизме, так как К.Бальмонт был прежде всего поэтом-символистом. Вспомните и назовите основные принципы символизма.

Возможно, то, что мы вспомнили, поможет нам в ходе анализа стихотворения глубже проникнуть в его смысл. А теперь обратимся к биографии.

(Ученик делает сообщение для класса).

Остановимся коротко на основных чертах поэтики Бальмонта, отмеченных исследователями творчества поэта.

2.- А теперь обратимся к самой поэзии Бальмо нта. Стихотворение «Я мечтою…» было написано в 1894 году и входило в сборник под названием «В безбрежности». Это стихотворение занимает особое место в сборнике, расположено вне циклов и разделов, напечатано курсивом. Его можно считать прологом этого поэтического сборника.

Учитель читает стихотворение.

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались,

Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

А внизу подо мною уже ночь наступила,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,

Уходящие тени потускневшего дня,

И всё выше я шёл, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

(Одухотворённости, возвышенности. Ощущения свободы души, чувства постоянного движения.)

Какие картины возникли в вашем воображении?

(Закат солнца. Высокая башня….)

Какие особенности в построении этого поэтического текста вы сразу заметили?

(Повторы).

Посчитайте, сколько раз они встречаются? (10 раз в двадцати строчках).

Повтор – очень сильное поэтическое средство. Для чего, с какой целью поэт его использует?

(Мы повторяем то, что для нас более всего значимо. Для усиления образности.)

В тексте много глаголов(входить, дрожать, идти, узнать, ловить…), которые служат для создания чувства постоянного движения.

Ещё какие-то особенности вы заметили?

(Часто употребляется личное местоимение «я»).

Посчитайте, сколько раз. (11 раз в 20 строчках).

Ещё И.Анненский отмечал у Бальмонта «нежную музыкальность» лирического «я». Позже писали, что поэтическое «я» - основа стихотворения.

Теперь определим характер композиции.(Композиция кольцевая, так как последняя строфа зеркально отражает первую).

Как вы думаете, в тексте стихотворения мы чаще встречаемся с прямым или переносным значением слов? (С переносным).

Да, переносное значение – это основа образности. На них мы будем обращать особое внимание.

3. Лингвистический анализ текста.

С какого слова начинается стихотворение? (с местоимения «Я»).

А кто подразумевается под «Я»?

(Это может быть лирический герой, а также и сам автор. Или читатель.)

Эти значения «мерцают» в тексте, просвечивают друг через друга, осознаются нами постоянно. «Ловить мечтою». Как вы понимаете эту метафору?

(Мечтать, фантазировать, представлять, воображать).

Герой хочет остановить мгновение, вспомнить что-то приятное, задержать это воспоминание.

- «…уходящие тени». Что же пытается запомнить лирический герой? К чему он стремится?

(Может быть, тени-это люди, которые уходят. Может быть, тени-это прошлое, которое нельзя вернуть.)

(День, который подходит к концу. Прожитый день. Это реальный мир, погрузившийся во тьму).

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

Герой всходит на башню. Скажите, какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(С древним миром, со средневековым. Это место, где когда-то томились узники).

Может быть, это Вавилонская башня? Чтобы люди могли говорить с Богом. Можно предположить, что герой, восходя на башню, хочет приблизиться к вершине, к тому, кто на ней – к Богу. Интересно, что позднее поэты-символисты собирались в «башне» Вячеслава Иванова и читали свои стихи.

А как вы понимаете выражение «дрожали ступени»?

(Ступени дрожат и тем самым создают препятствие на пути героя. Мы можем предположить, что путь который проходит герой, неизведан, зыбок, на нём много препятствий – это трудный путь.)

И чем выше я шёл, тем ясней рисовались,

Тем ясней рисовались очертанья вдали…

В каком значении употребляют двойной союз?

(В значении сравнения, сопоставления двух явлений – выше шёл – ясней рисовались).

Как вы понимаете слово «вдали»? К чему оно относится? (Далеко от реального мира.) Здесь явное противоречие: вдали – значит, очертанья должны быть как бы в тумане, а у поэта – они яснее.

… И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Прокомментируйте эти строки.

(Герой приобретает новое зрение, новый слух. В мире мечты, фантазии он видит и слышит то, что не может увидеть и услышать в реальном мире. Так герой приближается к истине.)

Композиция стихотворения кольцевая, значит, движение – циклично, вечно.

Мы прочитали стихотворение медленно, обращая внимание на значение слов, на структуру текста. Скажите, с какой интонацией может быть прочитано стихотворение?

4) Чтение стихотворения учащимся.

Изменилось ли ваше восприятие текста после анализа? Какие смыслы вы можете выделить теперь в тексте?

(Восприятие изменилось. Появился общечеловеческий смысл, мысль о чувстве любви ко всему, гармонии с самим собой.

Религиозный смысл. Возвеличивается божественное начало, которое противопоставляется уснувшей Земле.

Философский смысл. Каждый человек стремится возвысится над реальностью. Возникает проблема поиска смысла жизни.

Поэтический смысл. Тема поэта и поэзии.

Закончить разговор о К. Д. Бальмонте я бы хотела словами м. Цветаевой: «Если бы надо было дать Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь, сказала – Поэт, так как кроме поэта в нём ничего не было».

5) Написание мини-сочинений.

Задание. Предлагаю вам на выбор 3 темы для сочинения. Обдумайте их и выберите ту, которая кажется вам ближе, интереснее, понятнее.

Темы сочинения.

  1. Лирический герой в стихотворении К. Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…»
  2. Мечта и реальность в стихотворении К. Бальмонта.
  3. Как изменилось моё восприятие текста, после повторного прочтения.