Нам не дано предугадать как наше отзовется. "Нам не дано предугадать": анализ стихотворения. Какой силой обладает слово. История стихотворения «Нам не дано предугадать»

Нам не дано предугадать как наше отзовется.
Нам не дано предугадать как наше отзовется. "Нам не дано предугадать": анализ стихотворения. Какой силой обладает слово. История стихотворения «Нам не дано предугадать»

В своих стихах Ф. Тютчев не только писал о красоте природы, но и затрагивал философские вопросы. Поэт был уверен в том, что у русского человека натура философа, которая старается постичь смысл жизни. Ниже будет представлен анализ стихотворения "Нам не дано предугадать", которое является своеобразным афоризмом.

Немного о Тютчеве-философе

В анализе стихотворения "Нам не дано предугадать" можно немного рассказать о другой, менее известной общественности стороне поэта. Федор Тютчев был не только поэтом, но и дипломатом - около 20 лет он представлял интересы России в других странах. Поэтому он, как никто другой, понимал, как много значит слово.

Тютчев стремился к внутренней гармонии, невзирая на все волнения общественной жизни. В своих мемуарах он пишет о минутах просветления, когда ему становится все очевидным. И свои мысли тогда он записывал в виде стихов. Хорошим примером философских размышлений служит написанное в 1869 г. стихотворение "Нам не дано предугадать", анализ которого описывается в этом тексте.

Основная тема

В анализе стихотворения "Нам не надо предугадать" внимание нужно уделить определению главной мысли творения. Несмотря на то что оно совсем небольшое, при его прочтении читатель начинает задумываться о человеческих ценностях и о том, как слово может повлиять на жизнь людей.

По мнению поэта, язык дан человеку не только для того, чтобы просто общаться. С помощью него можно управлять всем миром, ведь сказанное слово в нужный момент может сделать благое дело. Об этой великой силе Тютчев, поэт и дипломат, знал, как никто другой.

Но, к сожалению, человек не в состоянии оценить тот дар, который ему передан. Он не задумывается над тем, что нужно говорить и какие последствия может иметь сказанное слово. Поэтому для Тютчева умение управлять словами - избранных, которые достойны этого. Почему же поэт придерживается такой позиции?

Если обращаться со словом бездумно, то оно превратится в обычную игрушку и потеряет свою значимость. А для других остается сочувствие, и трактовать эти строчки следует так: слова могут вызвать добрые чувства, и это для людей благодать.

Особенности композиции

Следующий пункт анализа стихотворения "Нам не дано предугадать" Тютчева - это определение особенностей его построения. Оно состоит из четырех строк, которые являются одной строфой. Таким образом, стихотворение представляет собой предложение-период.

Отнести его можно к философской лирике, и состоит оно из двух частей. В первой части говорится о человеческом общении и о том, что реакции на слова непредсказуемы. Не стоит думать, что речь идет только о простом общении, также важно то, какое место занимает слово в мире искусства.

Вторая часть - это следствие того, о чем говорится в первых строках. В них рассказывается о возможных последствиях - это чувство сострадания, милосердия, доброты. Тютчев считал, что возможность проявления добрых чувств - это благодать. Стихотворение написано используется кольцевая рифмовка.

Художественные средства выразительности

В стихе "Нам не дано предугадать" Тютчев использует следующие тропы: метафору, развернутое сравнение и анафору. Метафора здесь используется для одушевления слова, ведь оно может влиять на человека. Употребление возвышенных глаголов только усиливает волшебное воздействие слова.

А окончание стихотворения многоточием подталкивает человека на дальнейшие размышления, что подходит для его философской направленности. Это четверостишие открывает для читателей Тютчева с другой стороны - философа, понимающего, какую силу имеет слово, и ценно оно тем, что может вызывать в человеке добрые и светлые чувства, что представляло ценность для поэта.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…

Анализ стихотворения Тютчева «Нам не дано предугадать…»

Имя Федора Тютчева связано не только с литературой, но и с русской дипломатией, так как этот человек почти 20 лет представлял интересы России за рубежом. Однако мало кто знает о том, что Тютчев был не только поэтом-романтиком и известным государственным деятелем, но и философом, который стремился к внутренней гармонии, несмотря на хаос окружающего мира. Впрочем, сам поэт был убежден в том, что каждый русский человек по своей натуре является философом, потому что умеет постичь тайный и глубинный смысл жизни, совершенно не стремясь к этому.

В качестве примера Тютчев в своих мемуарах неоднократно ссылается на собственную жизнь, отмечая, что ему свойственны минуты просветления, когда внутреннему взору открывается некая непреложная истина. В такие моменты поэт часто формулировал свои мысли в стихотворной форме, и примером тому может служить произведение под названием «Нам не дано предугадать…», написанное в 1869 году. К этому времени Тютчев, по собственному признанию, ощущал себя «глубоким стариком», который набрался опыта и мудрости, но не сумел ими воспользоваться для собственного блага.

Первые сточки этого короткого четверостишия носят обобщающий характер, так как поэт выступает не от собственного имени, а от лица всех людей, утверждая: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». В эту фразу автор вкладывает огромный смысл, считая, что язык дан человеку для не только для общения, но и для управления миром. Действительно, при помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его , изменить ход истории, предотвратить любую катастрофу или же, наоборот, разжечь кровавую войну. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке. Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом и не знает, каковы будут последствия, если его произнести.

В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин. Иначе само слово утратило бы свою значимость, превратившись вместо грозного оружия в детскую игрушку, которая не в состоянии повлиять на мысли и чувства окружающих. Всем же остальным в утешение «сочувствие дается, как нам дается благодать». Эта фраза означает, что слова способны пробуждать в человеческой душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия. И это следует воспринимать как высший дар и Божью благодать.

Стихотворение Тютчева “Нам не дано предугадать” – это своеобразный поэтический афоризм, который поэт оставляет, как напутствие потомкам. Краткий анализ “Нам не дано предугадать” по плану, использованный на уроке литературы в 11 классе, станет основой для понимания философских взглядов его автора.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1869 году, когда Тютчев, по его же собственному признанию, уже ощущал, что стоит на пороге глубокой старости. Опубликовали же его только в 1903 году в альманахе “Северные цветы”.

Тема стихотворения – роль поэтического слова для общества в целом и в жизни каждого отдельного человека в частности.

Композиция – четверостишие можно условно разделить на две одинаковые по размеру части, причем в первой поэт говорит о том, что человеческие реакции непредсказуемы, а во второй – показывает, что реакцией на поэтическое слово может быть и сочувствие.

Жанр – философская лирика, стихотворный афоризм.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб со смежной рифмой.

Сравнение – “как нам дается благодать “.

Метафора – “слово наше отзовется “.

История создания

Это глубоко философское четверостишие написано в 1869 году – Тютчев тогда находился в Санкт-Петербурге. То был поздний период его творчества, период философских раздумий о жизни и месте поэта в обществе. Результатом этих раздумий и стало стихотворение “Нам не дано предугадать”.

Но прежде, чем оно было оценено любителями литературы, прошло больше трех десятков лет – произведение увидело свет только в начале двадцатого века, в 1903 году, спустя много лет после смерти автора. Опубликовали его в альманахе “Северные цветы”.

В этих поэтических строчках отразился весь жизненный опыт Тютчева и как поэта, и как дипломата. Он много думал о том, какую роль играет слово в жизни человека, формирует ли оно его поведение и характер, выразив свою идею и небольшом, но очень емком стихотворении.

Тема

Основная тема – это размышления об отношениях людей и о жизни вообще через призму поэтического слова. Поэт находится в философских раздумьях о том, какое же влияние его творчество и творчество вообще оказывает на жизнь людей, необходимо ли оно, может ли помочь им встать на путь добра.

В этом произведении нашло отражение отношение поэта к неосторожности в высказываниях и к жизни вообще.

Композиция

Несмотря на небольшой размер произведения, его можно условно разделить на две части.

В первой поэт говорит о невозможности предугадать, как отзовется сказанное слово – то есть об изменчивости человеческой натуры, которая отзывается на поэтические творения самым непредсказуемым образом. В то же время завершающие строки четверостишия выражает надежду, что в человеке все же можно пробудить таким образом доброту, сострадание и другие хорошие чувства.

Таким образом Тютчев кратко отвечает на очень важный для русской литературы, даже “вечный” вопрос – необходимо ли слово, можно ли с его помощью сделать мир лучше. Мнение поэта однозначно – да.

Жанр

это стихотворение однозначно относится к философской лирике – поэт размышляет о высоких материях, подчеркивает важную роль духовного начала в общественной жизни и высказывает мнение о том, что происходящее в реальной жизни – необратимо. Именно на этой мысли Тютчев в конце концов и делает акцент.

Это произведение не зря называют стихотворным афоризмом – мысль в нем выражена максимально емко, полно и кратко одновременно.

Благодаря точному подбору слов, каждое из которых находится на своем месте, использованию глаголов и четкому четырехстопном ямбу со смежной рифмой Тютчеву удается вложить в стих максимум от своей философской идеи.

Средства выразительности

Фактически в стихотворении использовано совсем немного художественных приемов – развернутое сравнение “ как нам дается благодать “, метафора “ слово наше отзовется “, анафора “ как-как “.

Важную роль также играет использованная в нем возвышенная лексика – она подчеркивает важность мысли, которую высказывает поэт, ее близость к духовному миру.

Не зря поэт завершает четверостишие умолчанием – таким образом он намекает на то, что читателям необходимо задуматься о важности слов, оценить их значение и думать, прежде чем произносить что-то.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 3.7 . Всего получено оценок: 17.

Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется
Из стихотворения без названия (1869) Федора Ивановича Тютчева (1803-1873).
Нам не дано предугадать.
Как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается.
Как нам дается благодать.

Цитируется: как призыв быть осторожным со словом, поскольку оно может и оживить, и глубоко ранить, «убить» человека.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется" в других словарях:

    Из оды «Бог» (1784) Гаврилы Романовича Державина (1743 1816). Шутливо иронически о чем то большом, значительном, что дает себя знать и в малых деталях, отражениях. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим… …

    См. Нам не дано предугадать, / Как спово наше отзовется. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 … Словарь крылатых слов и выражений

    ПРЕДУГАДАТЬ, предугадаю, предугадаешь, совер. (к предугадывать), кого что (книжн.). Наперед, заранее угадать. Предугадать намерение. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется.» Тютчев. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Катрен - (франц. quatrain, от quatrea четыре) четверостишие, строфа из 4 строк. В рус. поэзии является наиб. распростран. строфич. формой. Виды К. определяются способом рифмовки, наиб. популярными из к рых являются: перекрестная (а в в а), парная (а а в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    КАТРЕН - (франц. quatrain, от quatre — четыре), четверостишие, строфа из четырех строк. Система рифмовки в К.: abab (перекрестная рифма), aabb (парная), abba (опоясывающая). В персидской поэзии (рубаи) и в подражаниях ей употребляется форма aaba,… …

    Тютчев Ф.И. Тютчев Федор Иванович (1803 1873) Русский поэт. Афоризмы, цитаты Русская история до Петра Великого одна панихида; а после Петра одно уголовное дело. Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать В… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (р. 24.07.1938) спец. в обл. теории познания; д р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончила филос. ф т МГУ (1965), асп. там же (1971). Преподавала филос. в Моск. ин те хим, машиностроения (1965 1972); историю филос. и логику в Высшей нормальной… … Большая биографическая энциклопедия

    Говорить красиво - одно из человеческих качеств, заключающееся в том, что ради красного словца люди отступают от терминологии в мир слов, зачастую ничего не значащих, что и позволило сказать одному поэту: Нам не дано предугадать как слово наше отзовется, а другому … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

    ТЮТЧЕВ Фёдор Иванович - (1803 73). русский поэт. Филос. и любовная лирика (сб. «Стихотворения», 1854, под ред. И. С. Тургенева; 1868, под ред. И. С. Аксакова), в т. ч. (даты создания), «Весенняя гроза» (1828, переработ. 1854), «Бессонница» (1829), «Безумие», «Осенний… … Литературный энциклопедический словарь

    ложная интерпретация - неправильное толкование чужой речи. Ср. одна ученица написала в сочинении, что Чацкий в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» сошел с ума, потому что пил много чаю, сославшись на слова Хлестовой о нем: «Чай, пил не по летам». Ср. Нам не… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Стихотворение «Нам не дано предугадать…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Нам не дано предугадать» было написано Ф.И. Тютчевым в 1869 году. Впервые было опубликовано в аль­манахе «Северные цветы» за 1903 год.

Произведение относится к философской лирике, жанр его – стихотворный афоризм.

Это философское размышление поэта о роли слова, о жизни, об отношениях людей. Исследователи отмечали, что ключевые понятия в этом стихотворении – «слово», «сочувствие» и «бла­годать». Стихотворение состоит из единой строфы, одного чет­веростишия, несущего в себе законченную мысль. Оно представ­ляет собой предложение-период. Условно мы можем выделить в нем две части. Первая часть – это некое утверждение поэтом непредсказуемости человеческих реакций:

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовется…

Причем здесь речь идет и о человеческом общении в целом, и о роли поэтического слова, об отражении жизни в художествен­ных образах, о восприятии публикой искусства.

Эта проблема всегда была актуальна для русской поэзии. Так, В.А. Жуковский в стихотворении «Невыразимое» говорит о не­возможности выразить в искусстве всю полноту и яркость жиз­ни, собственную душу:

Едва-едва одну ее черту

С усилием поймать удастся вдохновенью…

Но льзя ли в мертвое живое передать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

Ф.И. Тютчев же размышляет о том, что истинные мысли и чувства невозможно выразить в слове. Об этом писал он в стихот­ворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь…

Этими же настроениями проникнуто и стихотворение «Нам не дано предугадать…». Вторая часть строфы представляет собой следствие, результат первой:

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать…

Здесь речь идет о человеческих реакциях, отзывах на наше слово, – о сочувствии, сострадании, доброте. Это приравнено поэтом к «благодати». Что же подразумевает он под этим поня­тием? Очевидно, любовь Бога к человеку. По мысли Тютчева, сочувствие и доброе отношение окружающих – это великая бла­годать для человека.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, это катрен с кольцевой рифмовкой. Поэт использует немногочисленные тропы – метафору, развернутое сравнение и анафору.

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о роли слова в нашей жизни, о не­возможности выразить свою личность и душу в искусстве и про­стом человеческом общении – стихотворений «Silentium!», «Ког­да сочувственно на наше слово…», «Душа моя, Элизиум теней…». Во всех этих стихотворениях раскрывается мироощущение По­эта-романтика, звучит мысль о невозможности обретения гар­монии в человеческом общении.

Здесь искали:

  • нам не дано предугадать анализ
  • Анализ стихотворения нам не дано предугадать
  • нам не дано предугадать анализ стихотворения