Психологическая школа фрейда. К чему снится школа? Гипноз и семья

Психологическая школа фрейда. К чему снится школа? Гипноз и семья
Психологическая школа фрейда. К чему снится школа? Гипноз и семья

Зигмунд Фрейд - один из самых неординарных и скандальных ученых ХХ века. Его труды до сих подвергаются критике, а большинство людей относится к ним предвзято, имея весьма поверхностные знания по теме. Графическая биография «Фрейд» (18+) от издательства МИФ - это комикс о жизни знаменитой личности, доступно объясняющий непростые теории ученого. Вот лишь 10 интересных фактов о Фрейде.

1. Керосиновые привилегии

Зигмунд Фрейд был одним из 8 детей в семье и любимым сыном мамы. Семья жила бедно, дети вынуждены были заниматься при свечах, кроме самого прилежного и способного из них - Зигмунда, которому за успешную учебу выделили керосиновую лампу и даже отдельную комнату. Может быть, этот факт авторы комикса и зашифровали в одном из первых рисунков? Посмотрите, на канделябре как раз семь свечей.


2. Выбор профессии

Фрейд пошел в медицину, потому что врачевание могло приносить реальный доход, в отличие от изучения литературы и философии, которыми он увлекался еще в гимназии. К профессии врача он, по собственному признанию, не испытывал ни малейшего интереса.


3. Опыты

Студент Фрейд изучал половые различия угрей, а также ставил эксперименты с кокаином, который в то время широко применялся как анестетик. При этом он пробовал всё не только на себе, но и на будущей жене Марте.


4. Гипноз и семья

Начинающий доктор Фрейд ходил на занятия к Шарко, всемирно известному неврологу, который лечил гипнозом, и был в восторге от его методов. Но большинство людей считало гипноз шарлатанством. Пациентов было мало, зато больше времени можно было уделить любимой супруге.


5. Гипноз не нужен!

В конце концов Фрейд пришел к выводу, что для лечения психических недугов нужно просто дать пациенту возможность высказаться. Бессознательное изворотливо, оно скрывается под разными масками, но если уметь слушать, многое становится очевидным.


6. Раб чистой страницы

Фрейд написал от руки около 20 тысяч писем, а собрание его сочинений включает 24 тома.


7. Археолог бессознательного

Проводя психоанализ с самим собой, Фрейд понял, что сновидения - прямой путь к бессознательному. Пока мы спим, ящики бессознательного открыты и можно в них заглянуть. Фрейд сравнивал себя с археологом, который собирает обломки, чтобы воссоздать здание целиком.


8. Слава и еда

Фрейд много путешествовал, чтобы о психоанализе узнали везде. В 1909 году его с восторгом приняли в Америке, но знаменитому доктору не понравилась местная еда.


9. Либидо

Фрейд считал, что сексуальное влечение лежит в основе любой деятельности человека, а все неврозы происходят от подавления сексуальных желаний, которые стремится обуздать сама цивилизация. Современники называли теорию отвратительной.


10. Фрейд, Сальвадор Дали и сумасшествие

В 1938 году Фрейд переехал в Лондон, где Сальвадор Дали признался, что восхищается им. А уже через год Фрейда не стало. Но сам он считал, что великие люди никогда не умирают, причисляя себя к последним, так как, по собственному заявлению, он ни много ни мало нарушил сон человечества…


Статья подготовлена по материалам графической биографии «Фрейд» (18+) издательства «Манн, Иванов и Фербер».

«В 1903 г. Фрейд основал кружок, который аккуратно собирался вечером по средам, и из которого впоследствии выросли Психоаналитическое общество и его отделы, рассеянные по всем странам света. В него входили сперва Вильгельм Штекель, Альфред Адлер, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Из них оба последних умерли, не создав ничего значительного в психоанализе. Кагане - друг детства Фрейда, переводчик лекций Шарко и Жанэ. Лет за 15 до своей смерти он разошёлся с Фрейдом.

Штекель, с 1912 г. находящийся у Фрейда в опале, в молодые годы своим литературным дарованием много содействовал распространению учения Фрейда в Вене и во всей Германии. Ротационные машины всех немецких газет стонали под тяжестью его хвалебных гимнов. Фрейд, несомненно, и без этой пропаганды пробил бы себе дорогу. Но это всё же не уменьшает прежних заслуг Штекеля по отношению к Фрейду, когда не было ещё так удобно выставлять себя сторонником психоанализа.

Адлер вышел из кружка из-за научных разногласий еще в 1911 г., так что теперь никто из основателей кружка не сидит больше рядом с учителем. Через короткое время после образования кружка к нему присоединились Пауль Федерн, Эдуард Гичман, М. Штейнер и И. Задгер. Многие появлялись нерегулярно, как гости: среди них детский врач Фридъюнг, музыкальные писатели Макс Граф и Давид И. Бах, книгопродавец Гуго Геллер. Когда вступил я, там уже находился Отто Ранк , тогда ещё совсем молодой человек, без университетского образования. Он обратил на себя внимание Фрейда своим этюдом «Der Kunstler». Сейчас он доктор философии и приближённый Фрейда. Едва ли кто-нибудь другой имеет возможность так много беседовать с этим большим человеком, и мир ожидает от Ранка подробных записей.

Собрания кружка происходили в приёмной Фрейда. Мы сидели вокруг длинного стола, дверь из рабочей комнаты была открыта, оттуда виднелась большая библиотека. Фрейд любит собирать древности. В приемной стояла большая этрусская ваза, на его письменном столе многочисленные маленькие фигурки, главным образом, египетского происхождения. В этой квартире нам всё казалось преисполненным значения. Начиная с дивана и позади него кресла с ручками являвшимися ареной, на которой Фрейд занимался толкованием сновидений, и, кончая доносившимся издали шумом промывной воды, заставлявшем вспоминать о пациенте, который подкупил горничную Фрейда, чтобы тайком использовать именно это укромное местечко. Фрейд сидел в конце стола и председательствовал. Перед ним лежал листок бумаги. После ужина подавался чёрный кофе и сигары. Сам Фрейд дымил безостановочно. Обычно вступлением к вечеру был доклад, не всегда непременно из области психоанализа. После этого начинались прения, в которых каждый должен был принимать участие. В небольшой вазе лежали жребии, и Ранк , назначенный вскоре секретарем, вынимал их и указывал, в каком порядке должны были выступать дискутирующие. Теперь у меня впечатление, будто Фрейд всегда говорил последним. Впрочем, может быть, что я не слушал тех, которые выступали после него, и таким образом память обманывает меня: Roma locuta, causa finita.

Вечера не всегда бывали интересны. Фрейд преследовал, главным образом, цель провести через горнило нескольких знающих предмет, хотя и посредственных голов, свои собственные мысли. Поэтому ему не особенно желательны были независимые личности, честолюбивые сотрудники с сильно развитой критической мыслью. Мир психоанализа был его представлением и его волей. Кто принимал его представления, тому он был рад. Он хотел смотреть в калейдоскоп, который с помощью игры зеркал всюду отражал бы его собственную фигуру.

Особенно хороши были вечера, когда Фрейд сообщал свои собственные работы in statu nascendi:

«Воспоминание детства Леонардо да Винчи».
«Безумие и сновидения в «Gradiva», В. Иенсена.
«Анализ фобии пятилетнего мальчика».
«Случай невроза навязчивости».

Это самые значительные из всех работ, которые я слышал в том кружке. Изложение Фрейда в небольшом кругу было всегда гораздо смелее, чем на открытом докладе. Архитектоника была всегда такова, что его утверждения сперва казались странными, затем, подпираемые со всех сторон аргументами, они, в конце концов, становились в высокой степени вероятными. Кто знает Фрейда только из его книг, тот гораздо скорее способен на противоречие, чем лицо, испытавшее фейерверк его речей. Он, безусловно, не оратор. Он едва подымает голос. И всё же он Зигмунд. Он зачаровывает, повергает ниц. Его последние произведения мне нравятся меньше, чем более ранние. Но я охотно признаю, что они не хуже, и кажутся мне только такими; ведь я должен вычитывать из мертвых букв то, что я раньше впервые слышал из его уст».

Фриц Виттельс, Фрейд. Его личность, учение и школа, Л., «Эго», 1991 г., с. 111-113.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии.

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли науки, связанные с человеком.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом - по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга ”Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге “Психопатология обыденной жизни”. Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками. Это приводит к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей.

О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу - либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное “поле” субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.

Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную неизведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.

Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, - о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, “университетской” психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.

Вместе с тем на интерпретацию выдвинутых им проблем, моделей и понятий неизгладимую печать наложила социально-идеологическая атмосфера, в которой он творил.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация. Наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Он помогает направить энергию, связанную с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешным этот путь является потому, что на нем происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Либижозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли при этом человек в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд выделял три больших этапа.

Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества. Он писал, что вождь племени является своего рода отцом рода, к которому мужчины испытывают Эдипов комплекс, стремясь занять его место. Однако с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусобица, и такой негативный опыт приводит к созданию первых законов, тают, которые начинают регулировать социальное поведение человека. Позднее последователи Фрейда создали систему этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности психики различных народов способами происхождения основных этапов в развитии либидо.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод - психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает катарсис: принимая позицию врача, пациент как бы осознает свое бессознательное и освобождается от него. Поскольку основа такого выздоровления связана с внушением, эта терапия была названа директивной - в отличие от той, которая основана на равноправных отношениях пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи оказали положительное влияние на развитие мировой культуры - не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Идеи психоанализа, по свидетельству многих писателей, настолько проникли в “кровь” западной культуры, что многим ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их. Вместе с тем во многих странах психоанализ подвергается резкой критике.

Основоположником психоаналитической школы стал Зигмунд Фрейд (1856–1939), австрийский психиатр и психолог.

Наиболее известные работы : «О психоанализе» (1911), «Толкование сновидений» (1913), «Психология обыденной жизни» (1926) и др.

Главная идея – гипотеза о существовании бессознательного как особого уровня человеческой психики. Движущая сила в развитии человечества – стихийные влечения, основное из которых – инстинкт продолжения рода, т.е. «либидо ». Переключение энергии либидо (сублимация ) на творчество Фрейд рассматривал как единственно здоровую и конструктивную стратегию обуздания нежелательных импульсов. Именно сублимация сексуальных инстинктов, по его мнению, послужила главной посылкой для великих достижений в науке и культуре.

Так, сильные и неосознанно агрессивные влечения могут быть сублимированы в общественно полезном направлении. С точки зрения классического психоанализа превращение либидо в творческое вдохновение наиболее наглядно проявляется в искусстве. Великое и общеизвестное «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкин посвятил А. Керн потому, что она оказалась недоступной для него. Три месяца вынужденной изоляции, проведенные им в Болдино, дали 50 вдохновенных произведений, а счастливый «медовый» месяц – только пять небольших стихотворений.

Концепция Фрейда содержит утверждение, что именно конфликты психики индивида, имеющие биологическую основу, выступают в качестве побуждающей причины развития культуры и ее содержания, куда входят нормы морали, искусство, государство, право и т.д. Религия, согласно его воззрениям, является фантастической проекцией во внешний мир неудовлетворенных влечений. У наиболее культурных людей, отмечал З. Фрейд, природное начало подавляется с особой силой, что делает их особенно подверженными психическим заболеваниям, сексуальным расстройствам, инфарктам. Самоубийства, являющиеся характерной чертой развитых цивилизаций, практически отсутствуют у примитивных народов. Таким образом, Фрейд, исследуя человеческую культуру с позиций психоанализа, в работе «Недовольство культурой» (1930) высказывает предостережение обществу от излишних ограничений и запретов, считая их угрозой психофизическому благополучию человечества.

Современные исследователи усматривают в концепции З. Фрейда существенные недостатки. Тем не менее отмечают и несомненные достоинства, которые состоят в выделении значительной роли бессознательного в жизни человека и функционировании культуры, исследование психотерапевтической функции культуры, формирование научного интереса, направленного на изучение соотношения нормы и патологии в различных культурах и др.

Идеи А. Фрейд получили признание во многих странах мира. В своих работах она развивала поздние идеи се отца, З. Фрейда, связанные с представлением о функциях Эго. Как оказалось, не все сознательное эквивалентно Эго, могут быть и бессознательные части Эго, связанные, например, с действием защитных механизмов личности. Именно этому были посвящены первые работы А. Фрейд: акцент сместился с изучения "Оно" и его влечений к тому, что может укреплять и развивать Эго, к сложным аспектам его взаимодействий с внешней реальностью и тому, как Эго выдерживает напор из "Оно" и "Сверх-Я" .

Во время Второй мировой войны А. Фрейд совместно с Д. Берлингейм организовала специальные ясли для маленьких детей, потерявших родителей. Там они разработали подходы для лечения психического ущерба, который был причинен этим детям войной и ранней сепарацией с матерью.

После войны на базе яслей была создана знаменитая Хэмпстедская клиника, которая сейчас носит имя Анны Фрейд. Именно клиническая и фундаментальная работа, проводимая в Хэмпстедской клинике, позволили А. Фрейд существенно продвинуться в создании целого направления в психологии развития - психоаналитической психологии. Ведение подробных записей психоаналитических сессий всеми сотрудниками клиники позволило создать уникальную базу данных, на основе которой впоследствии стало возможным эмпирическое доказательство эффективности психоаналитического метода и создание специального Хэмпстедского индекса детского развития и метапсихологического профиля. А. Фрейд ввела понятие "линии развития", являющееся совместным результатом действия внутренних драйвов, Супер-Эго и ближайшего окружения ребенка. В своем исследовании она описывает требуемый уровень развития каждой из линий, делающий возможным переход на новый этап функционирования. Все это позволяет увидеть широкую вариативность нормального развития .

Важную роль в развитии Эго-психологии сыграл Э. Эриксон. Его концепция эпигенеза Эго-идентичности позволила ввести в психоанализ социокультурное измерение и выяснить его значение и связь с психосексуальным развитием для становления целостной личности человека. В своей знаменитой работе "Детство и общество" он подчеркивал неразрывную связь психосексуального развития с социальным взаимодействием ребенка .

Р. Шпиц создал серьезную научную эмпирическую базу, позволившую получить экспериментальные подтверждения некоторых базовых положений теорий развития З. Фрейда и А. Фрейд. Он фактически первым стал использовать видеозапись для наблюдения за младенцами, что позволило сделать важные теоретические выводы о развитии личности ребенка на первом году жизни. Свои результаты он представил в фундаментальной работе "Первый год жизни" . Р. Шпиц впервые описал клинически значимые феномены госпитализма и анаклитической депрессии, отметив тем самым значимость постоянства надежного внешнего объекта, ухаживающего за ребенком. Вместе с тем ряд его выводов не подтвердился в дальнейших исследованиях становления Эго в младенческом возрасте. Например, было показано, что младенец может отличать свою мать с рождения и барьер, защищающий новорожденного от внешней стимуляции и возможности ее регистрации, не так высок и непроницаем, как полагал Шпиц.

Серьезную роль в развитии идей А. Фрейд в США сыграли новаторские исследования М. Малер. Сформулированная ею теория сепарации-индивидуации, клиническое описание феноменов ранних детских аутистических и симбиотических психозов позволили по-новому взглянуть на раннее развитие ребенка. В ее фундаментальной работе "Психологическое рождение человеческого младенца: сепарация и индивидуация" дается масштабный обзор основных результатов эмпирического исследования нормально развивающихся детей раннего возраста, полученный на основании лонгитюдного, тщательно организованного наблюдения за поведением детей этого возраста в группе сверстников в присутствии и отсутствии их матерей .

М. Малер ввела понятия "сепарация" и "индивидуация", рассматривая их как основные движущие силы развития личности. Процесс развития связан с психологическим отделением ребенка от матери и с ростом его самостоятельности, становлением новых способов исследовать мир вокруг себя. Эти процессы имеют сложную структуру и последовательность фаз и подфаз, выделенных Малер на основании эмпирических данных. Малер выделяет аутистическую, симбиотическую фазы и фазу сепарации-индивидуации. Описание одной из важнейших подфаз последней фазы - подфазы воссоединения - имеет большое значение для клинической помощи детям и даже взрослым пациентам с пограничной и психотической личностными структурами.

Чрезвычайно значимым с клинической точки зрения оказалось описанное Малер состояние симбиотического психоза в раннем возрасте. Тонкая дифференциальная диагностика с учетом этого феномена позволяет разграничить патологическую сепарационную проблематику от психотического расстройства более раннего генеза. Это позволяет корректировать ход психотерапии и прогноз на выздоровление ребенка .

Отдельно в ряду известных детских психоаналитиков стоят представители французской детской психоаналитической школы Ф. Дольто и С. Лебовиси. В своих работах Дольто исследовала развитие бессознательного образа тела, сложные связи между принятием ребенком ряда ограничений, необходимых для развития, и связанной с этим способности к символизации . Она внесла также большой вклад в развитие институциональной помощи маленьким детям и их матерям, организовав специальную структуру особых детских учреждений "Зеленый дом". По сути, это было продолжением новаторских организационных идей А. Фрейд.

Выдающуюся роль в развитии детского психоанализа во Франции и во всем мире сыграл С. Лебовиси. Его внимание к младенческому возрасту, развитие представлений об особенностях детского переноса в психотерапии, внимание к семейному контексту и явлению межпоколенческой передачи, участие в разработке метода психоаналитической психодрамы способствовало развитию теории и практики детского психоанализа. К сожалению, его работы до сих пор практически не издавались на русском языке .

Таким образом, можно видеть, что современный детский психоанализ оперирует различными исходным постулатами, в зависимости от школы и направления. Вместе с тем можно выделить и наиболее важные идеи, составляющие основу глубинно-психологического понимания ребенка. Эти идеи проходили проверку временем, клинической практикой и иногда специально организованным экспериментом. Можно выделить следующие наиболее важные принципы и постулаты.

  • 1. Развитие идет по пути становления автономии ребенка, от первоначального и необходимого психического слияния с матерью к постепенному формированию чувства независимости и отдельности у ребенка. Это означает, что ребенок постепенно открывает для себя существование матери как отдельного человеческого существа, с которым можно иметь отношения, а затем обнаруживает для себя существование Другого человека, отличного от матери (обычно в этой роли выступает отец ребенка), а также тот факт, что отношения существуют не только у пего с каждым из этих людей, но и между матерью и отцом.
  • 2. Психическое развитие ребенка, его переход с одного этапа на другой связаны с решением важнейших вопросов, касающихся идентичности, чувства себя: "Откуда я появился на свет?", "Кто я такой?", "От кого я произошел?", "Что означает, что я мальчик или девочка, и в чем отличие?"
  • 3. Развитие связано с преодолением чувства первоначального иллюзорного всемогущества и с интеграцией в сообщество людей, социум. Ребенку необходимо обнаружить существование различных, разноуровневых отношений в семье, открыть систему иерархии и межпоколенческих различий. Если в семье перепутаны позиции взрослого и ребенка, нарушены связи поколений, нет четких границ, очерчивающих положение в семье каждого ее члена, если в структуре семьи есть неадекватные сдвиги, то ребенку будет трудно осознать свое место как в семье, так и в социуме.
  • 4. Развитие идет по пути символизации желаний, высшей формой которой является осмысленная речь, направленная на самовыражение и установление эмоционального контакта с другими людьми. Не все свои чувства ребенок умеет выразить с помощью слов, но очень важно, чтобы он овладевал такой способностью.
  • 5. Развитие связано с адекватным возрасту и иолу ребенка ограничением его желаний со стороны взрослых. Таким образом ребенок узнает о существовании реальности с се ограничениями и о существовании реальных людей, которые имеют собственное отдельное бытие. Процесс установления границ для желаний ребенка сложен. Он имеет постепенный характер и требует от взрослых чуткости, уважения, осознания истинных потребностей и возможностей ребенка в данный период его жизни, гибкости, твердости и последовательности.
  • 6. У каждого человека есть часть психики, которая получила название "бессознательное". Она содержит в себе различные фантазии, забытые образы прошлого, импульсы и побуждения. Эта часть психики вмещает много психического материала, временно или постоянно недоступного для того, чтобы направлять на него сознательное внимание. Несмотря на неосознанность этой сферы психики (или благодаря этому), она способна оказывать влияние на поведение, поступки, взаимоотношения, развитие и даже судьбу человека. Узнать о существовании бессознательного можно только косвенным образом.
  • 7. Развитие может быть обусловлено соотношением инстинктов жизни и смерти, привязанных к внутренним объектам. При этом инстинкт жизни понимается в контексте развития, роста, образования новых связей и отношений, в то время как инстинкт смерти, наоборот, связан с уничтожением и отрицанием вышеперечисленного. Выраженность и представленность этих инстинктов предполагается некоторыми исследователями врожденной. Зависть является производным инстинкта смерти, существует у младенца от рождения, а интенсивность ее выраженности во многом определяет направление развития и роста.
  • 8. Особенности личности взрослого человека во многом определяются тем, как проходило его развитие в детстве. Личная история складывается из всевозможных обстоятельств жизни и включает не только факты его биографии, но и то, какой внутренний отклик получили внешние события во внутреннем мире растущего ребенка. Взрослый в действительности не избавляется до конца от своего детства, он носит его в своей психике, осознанно и неосознанно.