Кто такая беатриче в произведении данте. Данте и Беатриче — история любви…. Последняя улыбка Беатриче

Кто такая беатриче в произведении данте. Данте и Беатриче — история любви…. Последняя улыбка Беатриче
Кто такая беатриче в произведении данте. Данте и Беатриче — история любви…. Последняя улыбка Беатриче

Данте Алигьери и Беатриче Портинари

Эта история любви настолько удивительна и чиста, что, если бы ее не существовало, ее стоило бы выдумать…

Данте и Беатриче. Ари Шеффер

Первая встреча Данте с Беатриче произошла, когда мальчику было всего девять лет. Они встретились в городе, на пороге церкви. Он входил в храм, а она выходила. На мгновение их взгляды встретились, и мальчик подумал, что так, наверное, выглядят ангелы… Или это существо на самом деле было ангелом, по ошибке попавшим на землю?

Много позже Данте узнает, что девочку зовут Биче и она дочь богатого флорентийского горожанина Фолько Портинари. «Биче… Биче… – шептали его губы, словно во сне. – Беатриче!»

Будучи уже молодым литератором, он напишет в произведении, пророчески названном «Новая жизнь»: «Она явилась мне одетой в благороднейший алый цвет… опоясанная и убранная так, как то подобало ее весьма юному возрасту».

Годы шли… Живя в одном городе, они, конечно же, изредка видели друг друга, но всегда издали. Девочка росла, превращалась в девушку. Однако мысль о том, что на самом деле она принадлежит к небесному племени ангелов, никогда не покидала Данте. Быть может, именно поэтому он и не помышлял о свиданиях, тем более о плотской любви со своей Биче?

Второй раз лицом к лицу они увиделись только через долгие девять лет. Не стоит думать, что все эти девять лет он ничего не знал о ней. О, он постоянно думал о Беатриче, расспрашивал знакомых, как она живет, чем заняты ее дни, с кем она видится… И вот, когда отмеренное кем-то время истекло, они встретились на узкой улочке… Места было так мало, что ему пришлось посторониться, а она прошла мимо, опустив глаза и чуть заметно улыбаясь поднятыми вверх уголками губ.

Он был в состоянии, близком к обмороку, – так сильно он любил ее, ту, после которой на улице остался едва уловимый запах лилий, цветов Благовещенья… Именно в тот благословенный день он и написал свой первый сонет – конечно же, посвященный ей. Ей, и только ей отныне будут посвящены все его стихи и каждое мгновение его жизни.

Следующая встреча, которой он втайне жаждал и в то же время боялся, произошла на венчании их общих знакомых. Почему-то он думал, что сможет легко заговорить с ней, но так смутился, что не смог выдавить и слова, только бормотал что-то бессвязное. Видя такое смущение, ее подруги стали подшучивать над ним, а потом и откровенно смеяться. Засмеялась и она – смехом, похожим на звук серебряного колокольчика. Она не была ангелом. Она была человеком из плоти и крови. Женщиной, как все остальные. Но для него она существовала только в каком-то идеальном образе, жила за чертой, переступить которую он был не в силах. И он дал себе слово, что больше не будет и пытаться. И действительно, Алигьери сдержал свою клятву: больше они с Беатриче никогда не виделись.

Обычно любовь, не подкрепленная ничем, быстро гаснет. Правильно говорят: с глаз долой – из сердца вон. Но с Данте эта старая истина не сработала. Он по-прежнему продолжал любить Беатриче – со всей пылкостью, нежностью, страстью, отчаянием… Казалось, другие женщины для него просто не существовали.

Однако как быть с тем, что поэт в конце концов женился? Но разве является секретом для любого из нас, что браки совершаются и без любви? Собственно, Алигьери и не скрывал того, что живет с нелюбимой… Что думала по этому поводу красавица Джемма Донати, ставшая его женой, история умалчивает, но зато за кого вышла Беатриче, она до нас донесла. Супругом Биче стал богатый синьор Симон де Барди.

Данте готов был смириться с судьбой – он просто желал ходить с любимой по одним и тем же каменным мостовым, дышать одним воздухом, пить воду из одного фонтана… Но гром грянул с ясного неба, и так неожиданно, что он не успел и опомниться: в одночасье его любимой не стало. Беатриче умерла.

Это случилось летом 1290 года. Биче не исполнилось и двадцати пяти лет. Если бы солнце вдруг погасло и земля содрогнулась, сметая со своей поверхности все живое, то Алигьери было бы менее больно… Ее больше не было. А он жил – жил воспоминаниями о любимой. И с этого дня все его творчество, все, что он напишет, будет посвящено лишь одной женщине – Беатриче. Вся жизнь великого поэта, создавшего «Божественную комедию», бессмертные сонеты о любви и еще множество произведений, станет памятником одной женщине. Ей. Беатриче.

Кроме любви, обессмертившей имя Биче, в сердце Данте жила еще одна любовь – к родной земле. Он примкнул к партии, боровшейся за независимость Флоренции от папской власти. В те времена папы отнюдь не были столпами христианской церкви и чаще всего папский престол получал тот, кто мог больше заплатить. Папская власть была отправной точкой для узаконенного грабежа, разврата и убийств. Данте и его сподвижники – белые гвельфы – боролись как могли. Они проиграли. Власть получили сторонники папской власти – черные гвельфы, а Данте, как и его единомышленники, был отдан под суд.

Его обвинили в измене, интригах против церкви, лишили всех высоких постов, которые он занимал благодаря своим способностям и таланту, наложили большой штраф и изгнали из города. Большего наказания для поэта, который только и жил, что воспоминаниями о своей возлюбленной, трудно было придумать. Ее тень бродила улочками Флоренции, ее красное платье он не раз видел на ступенях церкви, ее смех все еще звучал в журчании фонтанных струй… Все это у него отняли.

До конца своих дней поэт будет скитаться по стране. Через семнадцать лет после смерти Беатриче, которая станет для него и трагедией, и отправной точкой будет закончен величайший труд, которому Алигьери посвятил четырнадцать лет, – его «Божественная комедия». По его же собственному признанию, она «написана языком, которым говорят женщины». Женщины, в лице одной из которых Данте боготворил всех. Ведь именно женщины являются одновременно и сосудом, в котором вызревает новая жизнь, и бесконечным космосом… Благодаря женщинам жизнь никогда не прекратится на земле и смерть не возьмет над ней верх. Он верил, что Беатриче понимала его. И разделяла его мысли. А если есть вера, то и любовь не умрет никогда…

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Данте автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

Глава шестая Смерть Беатриче Восхваления Беатриче неожиданно прерываются трагической цитатой из библейской книги «Плач пророка Иеремии»: «Как в одиночестве сидит град, некогда многолюдный, он стал как вдова, некогда великий между народами». Эта цитата является

Из книги Где небом кончилась земля: Биография. Стихи. Воспоминания автора Гумилев Николай Степанович

Беатриче 1 Музы, рыдать перестаньте, Грусть вашу в песне излейте, Спойте мне песню о Данте Или сыграйте на флейте. Дальше, докучные фавны, Музыки нет в вашем кличе! Знаете ль вы, что недавно Бросила рай Беатриче, Странная белая роза В тихой вечерней прохладе… Что это?

Из книги Леонардо да Винчи автора Дживелегов Алексей Карпович

Из книги Великие романы автора Бурда Борис Оскарович

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ И БЕАТРИЧЕ ПОРТИНАРИ Любовь небесная Сколько именно из того, что у него имеется – ума, силы чувств, таланта, напряжения, озарений, – влюбленный отдаст своей любви? Да все, что у него есть, по-настоящему влюбленные просто иначе не умеют. Куда же это все

Из книги Жизнь Леонардо. Часть вторая. [с иллюстрациями] автора Нардини Бруно

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321) Великий итальянский поэт эпохи Раннего Возрождения Данте Алигьери родился в середине мая 1265 года во Флоренции. Родители Данте были коренными флорентийцами и принадлежали к небогатому и не очень знатному феодальному роду.Из сохранившихся в архивах

Из книги Ольга. Запретный дневник автора Берггольц Ольга Федоровна

БЕАТРИЧЕ В небе грозно бродят тучи, закрываю Данте я… В сумрак стройный и дремучий входит комната моя… Часто-часто сердце кличет в эти злые вечера: Беатриче, Беатриче, неизвестная сестра… Почему у нас не могут так лелеять и любить? Даже радость и тревогу не укроешь от

Из книги Жизнь Леонардо. Часть вторая. автора Нардини Бруно

Из книги 10 гениев литературы автора Кочемировская Елена

Данте (Дуранте) Алигьери «Любовь» – слово, объясняющее все в творчестве Данте. Вот слово, которое он видит даже на вратах Ада и которое направляет его в его странствиях через открывающиеся перед ним три мира. Это оно, как нам и объясняет поэт в стихах чудодейственных и

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 2 автора Амиллс Росер

Из книги Память о мечте [Стихи и переводы] автора Пучкова Елена Олеговна

Беатриче В краю, лишенном трав и страждущем от жажды, К природе жалобы я обратил однажды. И, разум отточив острее, чем кинжал, Холодным острием я сердцу угрожал. В тот миг могильной мглой над самой головою Нежданно облако возникло грозовое. Порочных демонов орду оно

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

Данте Алигьери («Труд жизни завершен… Один я как в пустыне…») Труд жизни завершен… Один я как в пустыне… Ведь Портинари дочь средь ангелов в раю, И Кавальканти нет, и к Джемме путь в семью, В мою Флоренцию заказан мне доныне. Святейший наш отец, забыв о Божьем

Из книги Данте. Жизнь: Инферно. Чистилище. Рай автора Мишаненкова Екатерина Александровна

Беатриче Все в мыслях у меня мгновенно замирает, О радость светлая, завижу лишь тебя! Приблизиться хочу - любовь меня пугает И говорит: беги! или умри, любя! С туманом борются темнеющие взгляды… Что в сердце у меня - ты на лице прочтешь. И камни самые спасительной

Из книги Данте автора Мережковский Дмитрий Сергеевич "...Беатриче значила для Данте бесконечно много. Он для нее — очень мало, может быть, ничего. Все мы склонны к благоговейному почитанию любви Данте, забывая эту печальную разницу, незабываемую для самого поэта. Читаю и перечитываю воображаемую встречу и думаю о двух любовниках, которые пригрезились Алигьери в вихре Второго круга — о туманных символах счастья, недоступного Данте, хотя сам он, может быть, не понимал этого и не думал об этом. Я думаю о Франческе и Паоло, соединенных в своем Аду навсегда («Questi, che mai da me non fia diviso»), думаю с любовью, тревогой, с восхищением, с завистью.

Последняя улыбка Беатриче

Моя цель — прокомментировать самые патетические стихи в литературе. Они находятся в XXXI песне «Рая» и, хотя знамениты, никто, кажется, не ощутил в них истинной трагедии, не расслышал их полностью. Несомненно, трагизм, заключенный в них, относится скорее к самому Данте, чем к произведению, скорее к Данте — автору, чем к Данте — герою поэмы.



Вот ситуация. На вершине горы Чистилища Данте теряет Вергилия. Ведомый Беатриче, чья красота увеличивается с каждой новой сферой, которой они достигают, Данте проходит их одну за другой, пока не поднимается к Перводвигателю, окружающему все. У ног Данте — неподвижные звезды, над ним — Эмпирей, уже не материальное небо, а вечное, состоящее только из света. Они вступают в Эмпирей: в этом безграничном пространстве (как на полотнах прерафаэлитов) отдаленные предметы различимы столь же ясно, как и близкие. Данте видит реку света, сонмы ангелов, пышную райскую розу, образованную амфитеатром праведных душ. Внезапно замечает, что Беатриче его оставила. Видит ее в вышине, в одном из закруглений розы. Он благоговейно умоляет ее — как тонущий в пучине воздевает взгляд к облакам. Он благодарит ее за сострадание и поручает ей свою душу.
В тексте:

Cosi orai; e quella, si lontana
Come parea, sorrise e riguardommi;
Poi si tomo all"etema fontana.
(«Она была так далека, казалось,
Но улыбнулась мне. И бросив взгляд,
Вновь отвернулась к Вечному светилу»).

Как понять это? Аллегористы говорят: с помощью разума (Вергилия) Данте достиг веры; с помощью Веры (Беатриче) достиг божества. И Вергилий, и Беатриче исчезают, т. к. Данте дошел до конца. Как заметит читатель, объяснение столь же холодно, сколь безупречно; из такой тощей схемы никогда бы не вышли эти стихи. Комментаторы, известные мне, видят в улыбке Беатриче лишь знак одобрения. «Последний взгляд, последняя улыбка, но твердое обещание» — замечает Франческо Торрака. «Улыбается, чтобы сказать Данте, что его просьба принята: смотрит, чтобы еще раз показать свою любовь» — подтверждает Луиджи Пьетробоно.
Так же считает и Казини. Суждение кажется мне весьма справедливым, но оно явно поверхностно.
Озанам («Данте и католическая философия», 1895) думает, что апофеоз Беатриче был первичной темой «Комедии»; Гвидо Витали спрашивает, не стремился ли Данте, воздвигая «Рай», создать прежде всего царство для своей дамы. Знаменитое место в «Vita nuova» («Надеюсь сказать о ней то, что еще ни о какой женщине не говорилось») подтверждает или допускает эту мысль. Я бы пошел еще дальше. Подозреваю, что Данте создал лучшую книгу в литературе, чтобы вставить в нее встречу с невозвратимой Беатриче. Вернее сказать, вставки — адские круги, Чистилище на Юге, 9 концентрических небес, Франческа, сирена, грифон и Бертран де Борн, а основание — улыбка и голос, которые, как знал Данте, потеряны для него.
В начале «Vita nuova» читаем, что однажды поэт перечислил в письме 60 женских имен, чтобы тайком поместить меж ними имя Беатриче. Думаю, что в «Комедии» он повторил эту грустную игру.
В том, что несчастливец грезит о счастье — ничего особенного, все мы ежедневно этим занимаемся, Данте это делал, как и мы. Но всегда нечто дает нам увидеть ужас, таящийся в подобном вымышленном счастье. В стихотворении Честертона говорится о «nightmares of delight» (кошмарах, дающих наслаждение). Этот оксюморон более или менее обозначает цитируемую терцину. Но у Честертона ударение на слове «наслажденье», а у Данте — на «кошмар».
Снова взглянем на сцену. Данте в Эмпирее, Беатриче рядом с ним. Над ними неизмеримая Роза праведных. Она вдали, но духи, населяющие ее, видны четко. В этом противоречии, хотя оправданном для поэта (XXX, 18), пожалуй, первый признак какой-то дисгармонии. Внезапно Беатриче исчезает. Ее место занимает старец («credea vidi Beatrice e vidi un sene»). Данте едва осмеливается спросить: «Где она?» Старец указывает на один из лепестков Розы. Там, в ореоле, Беатриче, Беатриче, чей взор обычно наполнял его нестерпимым блаженством; Беатриче, обычно одетая в красное; Беатриче, о которой он столько думал, что его поражало, как могли видевшие ее во Флоренции паломники не говорить о ней; Беатриче, которая однажды не поздоровалась с ним; Беатриче, умершая в 24 года; Беатриче де Фолько Портинари, вышедшая замуж за Барди. Данте видит ее в вышине; ясный небосвод не дальше от глубин моря, чем она от него. Данте молится ей, как божеству и одновременно как желанной женщине:

О donna in cui la mia speranza vige,
E che soffristi per la mia saluta
In inferno lasciar"le tue vestige.
(«О ты, которая спустилась в Ад,
Чтобы спасти меня, чтоб укрепить
Во мне надежду...»)

А теперь она смотрит на него мгновение и улыбается, чтобы потом вернуться к вечному источнику света.
Франческо де Санктис («История итальянской литературы», VII) так толкует это место: «Когда Беатриче удалилась, Данте не жалуется: все земное в нем перегорело и разрушено». Верно, если думать о цели поэта; ошибочно — если считаться с его чувствами.
Для Данте сцена была воображаемой. Для нас — она очень реальна, но не для него. (Для него реально то, что впервые жизнь, а затем смерть оторвали от него Беатриче.) Навсегда ее лишенный, одинокий и, пожалуй, униженный, он вообразил эту сцену, чтобы представить себя с нею. К несчастью для поэта (к счастью для столетий, которые читают его!) сознание нереальности встречи деформировало видение. Отсюда ужасные обстоятельства, безусловно, слишком адские для Эмпирея: исчезновение Беатриче, старик, занявший ее место, мгновенное вознесение Беатриче на Розу, мимолетность взгляда и улыбки, то, что она отвернулась навсегда. В словах сквозит ужас: «Come parea» («казалось») относится к «lontana» («далека»), но граничит со словом „sorrise" («улыбка») — поэтому Лонгфелло мог перевести в 1867 г.: «Thus I implored, and she, so far away smiled, as it seemed, and looked once more at me» («Я умолял; она, так далека, улыбнулась, казалось, и вновь поглядела на меня).
«Eterna» («вечно») тоже кажется относящимся к «si torno» («отвернулась»).

Д. Г. Россетти. Сон Данте в момент смерти Беатриче


Уильям Блейк. Беатриче беседует с Данте со своей колесницы

Наверное, многие знают или хотя бы слышали о Данте Алигьери и его бессмертном произведении "Божественная комедия". В наше время популярность у многих людей Данте приобрёл благодаря произведению Дэна Брауна "Инферно" и фильму, снятому по этому роману. "Божественная комедия", по сути, является вершиной творчества Данте и величайшим творением из всей европейской средневековой литературы. Но мало кто знает, как появилось это великолепное произведение, для кого оно было написано и как связано с жизнью Данте. В этой статье вы найдёте ответы на все эти вопросы и даже больше. А начнём мы с биографии Данте, ведь в ней и заключается ответ на один из вопросов, озвученных выше.

Биография

Предки Данте были не простыми людьми. Согласно преданию, они были одними из тех, кто основывал Флоренцию. Сам Данте родился в том же городе в мае 1265 года. Точная дата его рождения не установлена ввиду отсутствия данных. Место обучения талантливого писателя и поэта неизвестно, однако известно, что он получил обширные знания в литературе, естествознании и религии. Его первым наставником, по данным историков, был Брунетто Латини - известный в то время итальянский учёный и поэт. Исследователями предполагается, что в 1286-1287 годах Данте обучался в очень знаменитом и статусном заведении того времени - Болонском Университете.

Решив проявить себя в качестве общественного деятеля, Алигьери в конце XIII века активно участвовал в жизни Флоренции и в 1301 году получил звания приора - в то время достаточно высокий титул. Однако уже в 1302 году он вместе с созданной им партией белых гвельфов был изгнан из Флоренции. К слову, и умер он тоже в изгнании, так и не увидев больше родной город. В эти трудные годы Данте и увлёкся лирикой. А какие были первые произведения этого великого поэта, и какова была их судьба, мы сейчас расскажем.

Ранние произведения

К тому времени у Данте уже было произведение La Vita Nuova ("Новая жизнь"). Но два следующих трактата так и не были закончены. Среди них "Пир" - своего рода комментарий и толкование к канцонам. Данте любил родной язык и всей своей натурой постоянно боролся за его развитие. Именно поэтому родился трактат "О народном языке", написанный поэтом на латыни. Его ждала судьба "Пира": он также не был закончен. После того как Алигьери забросил работу над этими произведениями, его ум и время заняло новое произведение - "Божественная комедия". О ней сейчас поговорим подробнее.

"Божественная комедия"

Работу над этой поэмой, посвящённой Беатриче Портинари, Данте начал, будучи в изгнании. Она состоит из трёх частей, называемых кантиками: "Ад", "Чистилище", и "Рай". К слову, последнюю из них Данте дописывал незадолго до своей смерти и всё же успел закончить произведение. Каждая кантика включает несколько песен, состоящих из терцин. Интересный факт: в "Божественной комедии" ровно 100 песен, и в каждой части их по тридцать три, а ещё одна сделана как вступление.

Мы рассказали о жизни Данте, его произведениях, но упустили самое главное: ту, ради кого он писал "Божественную комедию". Биография этого итальянского поэта - история любви до гроба, неразделённой и трагичной.

Данте и Беатриче Портинари

Личная жизнь Данте была связана только с одной женщиной. Он познакомился с ней, ещё будучи мальчиком - ему было девять лет. На празднике в городе он увидел восьмилетнюю дочку соседа, которую звали Беатриче. По-настоящему Данте влюбился в неё, когда спустя девять лет встретил её уже замужней девушкой. мучила поэта, и даже спустя семь лет после смерти Беатриче Портинари он не забыл о ней. Уже спустя несколько веков имя Данте и его возлюбленной стали символом неразделённой настоящей платонической любви.

Беатриче Портинаре, биография которой известная только благодаря любви Данте к ней, трагически обрывается: она умирает в возрасте двадцати четырёх лет. Однако это не означает, что великий итальянский поэт перестал её любить. Хоть он и вступил в брак по расчёту, но всю жизнь до самой смерти любил только её. Данте был несколько застенчив и, будучи влюблённым в Беатриче, говорил с ней всего два раза за всю жизнь. Нельзя назвать эти контакты даже разговорами: встретившись на улице, Беатриче Портинари и Данте просто поздоровались. После этого поэт, окрылённый мыслью, что на него обратила внимание любовь всей его жизни, побежал домой, где ему приснился сон, который станет одним из фрагментов "Новой жизни". Первый же разговор между Данте Алигьери и Беатриче Портинари произошёл, когда они ещё были детьми и первый раз встретились на празднике во Флоренции.

Ещё много раз Данте видел свою возлюбленную, но поговорить с ней он так и не смог. Чтобы Беатриче не узнала о его чувствах, поэт часто обращал внимание на других дам, что в какой-то момент вызвало обиду его любимой. Именно из-за этого позже она перестала с ним разговаривать.

Судьба Беатриче

Она родилась в богатой семье: отец, Фолько де Портинари, был известным флорентийским банкиром, мать тоже происходила из семьи банкиров Барди, которые давали кредиты римским папам и королям. Кроме неё, в семье было ещё 5 дочерей, что неудивительно для средневековой Европы. Как можно судить по сохранившимся сведениям, жизнь Биче, как ласково называли её друзья и Данте, протекала очень бурно. В двадцать один год она вышла замуж за влиятельного банкира из рода её матери - Симоне деи Барди. Спустя три года Беатриче умерла. Есть несколько версий её смерти. Одна из них гласит, что возлюбленная Данте погибла при родах, а другая - то, что смерть её связана с болезнью. Спустя пару лет после смерти Беатриче Данте женился по расчёту на женщине из аристократического итальянского рода Донати.

Влияние на Данте

Беатриче Портинари, портрет которой вы можете увидеть ниже, несколько отличалась от той, что была описана Данте. В своих произведениях он был склонен идеализировать её образ, превращая в богиню, которой он поклонялся. После смерти Беатриче Портинари Данте, фото портретов которого вы можете увидеть ниже, очень долго пребывал в депрессии. Его родные опасались, что поэт может покончить с собой, настолько сильно он страдал. В конце концов психологический кризис Данте кончился, и он начал писать "Новую жизнь", навеянную различными произведениями, написанными авторами, пережившими утрату любимой женщины.

Роль в искусстве

Имя Беатриче Портинари сохранилось в истории и стало известным по сей день только благодаря Данте. В его произведениях она предстаёт очень часто и в разных формах. И это касается не только "Божественной Комедии", но других произведений: например, в "Новой жизни" и сонетах, написанных его друзьям. Своё воплощение Беатриче нашла также в произведениях других авторов, в том числе и русских: Николая Гумилёва, Константина Бальмонта, Валерия Брюсова.

Замужество Беатриче Портинари

Вопреки любви великого поэта его возлюбленная не спешила оказывать ответные знаки внимания. Так как она происходила из знатного рода, то ей суждено было выйти замуж по расчёту за богатого члена рода её матери, Симоне де Барди. Неизвестно, была она счастлива или нет. Об этом можно только догадываться. К слову, когда Данте увидел Беатриче Портинари второй раз в своей жизни, спустя семь лет после их встречи, когда они были детьми, она ещё не была замужем.

Мы не можем точно сказать, мог бы Данте быть ближе к Беатриче, или она должна была оставаться до конца его жизни единственной и самой дорогой платонической любовью. В любом случае как жизнь, так и смерть Беатриче оказали большое влияние на культуру Италии в целом, и на итальянского поэта в отдельности. В том числе смерть великого поэта связывают со страданиями после кончины любимой женщины. И небезосновательно. Разберемся, почему.

Смерть Данте

Спустя пару лет после того, как погибла Беатриче, её тайный воздыхатель женился по расчёту на женщине из аристократического рода Донати. Всё время после этого события и до самой смерти Данте писал. Все произведения, что выходили из-под его пера, были непременно посвящены одной Беатриче Портинари. Биография Данте обрывается так быстро и стремительно, что в это даже не верится. В 1316-1317 годах великий поэт селится в Равенне, прибыв туда по приглашению синьора Гвидо да Поленты. Назначенный послом Равенны для заключения перемирия с республикой Святого Марка, Данте едет в Венецию. Переговоры закончились успешно, но на обратном пути поэт заразился малярией и умер, так и не доехав до Равенны. Несомненно, гибель великого поэта неразрывно связана с кончиной Беатриче Портинари. Фото Данте вы можете увидеть чуть ниже.

Синьор Гвидо д а Полента обещал построить роскошный мавзолей в честь Данте, однако по неизвестным нам причинам не сделал это. Гробница великого итальянского поэта была возведена лишь в 1780 году. Интересный факт: портрет, изображённый на гробнице Боккаччо, несколько недостоверен. На нём Данте изображён с густой бородой, тогда как в реальной жизни он всегда гладко брился.

По мотивам произведений Данте было написано множество картин. Среди самых известных - "Карта Ада" (La mappa dell inferno) Сандро Боттичелли. Современный писатель Дэн Браун в своём описал зашифрованные в этой картине послания траснгуманиста Бертрана Зобриста. К слову, в вышеописанном произведении практически весь сюжет завязан на "Божественной комедии" и её современной трактовке.

Эжен Делакруа, французский живописец, заворожённый судьбой Данте и Беатриче Портинари, портрет которой, к сожалению, не сохранился, написал картину "Ладья Данте", которая также приобрела мировую известность.

Не обошло стороной влияние Данте и русских писателей и поэтов. Например, у Анны Ахматовой есть несколько стихотворений, так или иначе связанных с Беатриче Портинари и Данте. Наблюдается влияние итальянского писателя и на русского поэта Николая Гумилёва, который также использовал образ Данте-изгнанника в своём творчестве. Ниже как раз можно увидеть картину "Ладья Данте", на которой изображено путешествие поэта в Ад. Это самое начало "Божественной Комедии".

Заключение

Наверняка каждый, кто проникся жизнью и чувствами Данте, ощущает сейчас легкую (а может быть, и тяжёлую) грусть. Действительно, ту историю, что произошла между Беатриче Портинари и Данте Алигьери, невозможно придумать. Эта драма, такая простая и незначительная по своим деталям, создаёт сначала ложное впечатление неестественности любви и бессмысленности страданий. Но задумавшись лучше, мы понимаем, что главное в этом всём - те чувства, что воспел великий итальянский поэт к своей возлюбленной Беатриче Портинари. Данте, портреты которого в разные этапы его жизни вы могли видеть в нашей статье, стал частью мировой истории и символом настоящей любви, которой так не хватает в современном мире.

Прочитала "Новую жизнь" Данте Алигьери случайно. Читала Андре Моруа «Письма к Незнакомке», в глаза бросилось незнакомое слово - куртуазная любовь со ссылкой на это произведение Данте.

В "Новой жизни"Данте описывает свою любовь к Беатриче. Совершенно не ожидала, что перевод текста будет настолько представлять эпоху, в которой жил поэт.
Из автобиографических данных: Беатриче (1366-1390), тайная возлюбленная Данте. Умерла в 23 года. Данте впервые увидел ее в кроваво-красном наряде, когда ей шел 9-й год, а ему уже было 9. Разговаривал он с ней всего 2 раза в жизни. А видел ее постоянно. Второй раз он разговаривал с ней еще через 9 лет. Поэтому цифра 9 для него олицетворяет Беатриче.

В произведении «Новая жизнь» описаны поэтом переживания любви.Восхищает чистота, религиозность, глубина этого чувства: проза постоянно перемежается с сонетами и канцоной, что усиливает воображение читателя. Проникая в чувствительные фразы Поэта,осознаешь, что те внутренние порывы, которым не придаем значения или осуждаем в себе, у поэта возведены в высочайшую степень принятия себя, осознания себя, и есть выражение тонкости души и ее красоты.
Любовь Данте питалась образом Беатриче, созданным его воображением, поскольку переживания любви были гораздо сильнее его способности узнать Беатриче поближе.Но при этом, Поэт, находясь пстоянно в обществе благородных дам,искал их поддержки, читая им свои стихи, посвященные Беатриче.

Дамы, сочувсвуя ему, и советовали влюбленному выражать чувства в своих произведениях не прямо, а как бы со стороны, то есть без прямого указания имени возлюбленной.

Но лучше всего ему помогал Амор (сейчас мы называем его Амур), который являлся ему, как мы бы сейчас сказали, во время медитаций,сладостных погружений в мир сердечных переживааний.
Больше всего меня удивила тонкость поэта, красота и фантазия его поэтических выражений, относящихся к Беатриче.
Мне видится, Данте относился к своим чувствам и мечтаниям, как к реальности. И реальную жизнь воспринимал, как иллюзию.

Данте не может отделить себя от Амор и Беатриче, глубоко обожая их. Он постоянно предавался мечтаниям, его посещали видения, в которых он увидел однажды. после сильного потрясения, произведенного приветствием Благороднейшей дамы, Амора, держащего в руках Беатриче. И постоянно видел Амора в разных образах, с которым поэт общался и получал нужные советы. В этих видениях была предсказана и близкая кончина Беатриче.

"Амор стал владычествовать над моею душой, которая вскоре ему подчинилась. И тогда он осмелел и такую приобрел власть надо мной, благодаря силе моего воображения, что я должен был выполнять его пожелания. Часто он приказывал мне отправляться на поиски этого юного ангела, и в отроческие годы я уходил, чтобы лицезреть ее. Благороднейшая Беатриче, я непрестанно слышу в сердце моем ее имя".
Однажды, случайно, по просьбе друга, поэт попал на свадьбу одной дамы, где встретил Беатриче в ослепительно белом наряде, в окружении других дам. Такого сильного потрясения не выдержали его чувства, он прислонился к стене, т.к.ноги его не держали. Дамы, в т.ч. и Беатриче, смеялись и насмешничали над ним. Друзья под руки увели его домой, где он горько стенал и рыдал вслух, что сила любви превышала его способность восприятия, что ограничивало возможности лучше узнать ее.

"… Тогда столь сокрушены были мои духи силою, которую Амор получил, увидев меня столь близко от благороднейшей госпожи, что в живых остались лишь духи зрения. Дух жизни в глубине сердца обитающий, затрепетал так сильно, что ужасающе проявлялся в малейшем биении. Дух души восхитился (духи чувств). И духи зрения. Амор убивает всех моих духов, но духи зрения остаются в живых, хоть и вне своих органов.»

Смерть Беатриче поэт очень тяжело перенес, от рыданий у него образовались пурпурные венцы вокруг век. Некоторое время он еще посвящал ей сонеты, но потом получил видение - запрет писать о Бетриче. Поэт принял решение искать единственные и неповторимые слова для своей дамы,которые будут воскрешать образ Беатриче.

Когда однажды Беатриче отказала ему в приветствии, он долго болел. И потом сказал. что его дама отказала ему в милосердии, но он нашел выход: посылать ей слова, возвышающие и восхваляющие ее. Беатриче- "чудотворная, благороднейшая госпожа в своей несказанной куртуазности, тайная возлюбленная, куртуазнейшая госпожа, чудесное видение".

После прочтения романа остается понимание куртуазной, платонической любви. Но, самое прекрасное, что, прикасаясь к этому описанию,читатель, несомненно почерпнет для себя возвышенные манеры и обнаружит в своем внутреннем мире потребность в выражении и одобрении своих сердечных порывов. И при этом, если в подобной ситуации возникает сильное стеснение,то соблюдение дистанции необходимо. Это обстоятельство поможет развить способности для одухотворения предмета своего обожания и познать глубины собственной души.

Имя

Имя было достаточно популярным в Италии, и, благодаря созвучию со словом «беата » - блаженная, имело явные христианские коннотации, которые пригодятся Данте в «Божественной комедии ».

Далее в «Новой жизни» он дает описание своей жизни в последующий период: несмотря на то, что с Беатриче, видимо, они вращались в одном обществе, никогда более они не разговаривали. А чтобы его взгляд не выдал его чувства, Данте для отвода глаз делал зримым объектом своего поклонения других дам, причем однажды это даже вызвало осуждение Беатриче, которая не стала с ним разговаривать при очередной встрече .

Также он описывает, как встретил ее однажды на чужой свадьбе , и как за несколько лет до смерти Беатриче ему было видение о ее кончине , а также различные другие ситуации, связанные с его внутренними переживаниями и приведшие к созданиям его стихов.

Биограф поэта пишет: «История любви поэта очень проста. Все события - самые незначительные. Беатриче проходит мимо него по улице и кланяется ему; он встречает ее неожиданно на свадебном торжестве и приходит в такое неописуемое волнение и смущение, что присутствующие, и даже сама Беатриче, трунят над ним, и друг его должен увести его оттуда. Одна из подруг Беатриче умирает, и Данте сочиняет по этому поводу два сонета; он слышит от других женщин, как сильно Беатриче горюет о смерти отца… Вот каковы события; но для такого высокого культа, для такой любви, на которую было способно чуткое сердце гениального поэта, это целая внутренняя повесть, трогательная по своей чистоте, искренности и глубокой религиозности» .

Данте за чтением

Затем, 8 лет спустя после второго разговора и три года после замужества Беатриче умерла - ей было всего лишь 24 года. Боккаччо в своем биографическом сочинении о старшем современнике пишет: «Ее смерть повергла Данте в такое горе, в такое сокрушение, в такие слезы, что многие из его наиболее близких родственников и друзей боялись, что дело может кончиться только смертью. И думали, что последует она в скором времени, ибо видели, что он не поддается никакому сочувствию, никаким утешениям. Дни были подобны ночам и ночи - дням. Из них ни одна не проходила без стонов, без воздыханий, без обильных слез. Глаза его казались двумя обильнейшими источниками настолько, что многие дивились, откуда берется у него столько влаги, чтобы питать слезы… Плач и горе, ощущаемые им в сердце, а также пренебрежение всякими заботами о себе сообщили ему вид почти дикого человека. Он стал худ, оброс бородою и перестал совсем быть похожим на прежнего. Поэтому не только друзья, но всякий, кто его видел, взирая на его наружность, проникались жалостью, хотя, пока длилась эта жизнь, полная слез, он показывался мало кому, кроме друзей».

Когда она умерла, Данте в отчаянии изучал философию и нашел прибежище в чтении латинских текстов, написанных людьми, которые, подобно ему, потеряли любимого человека. Конец его кризиса совпал с составлением «Vita Nuova» (что буквально значит «возрождение, обновление»). На страницах «Пира», его следующего произведения, сказано, что после смерти Беатриче Данте обратился к разысканию истины, которую «как бы в сновидении» он прозревал в «Новой Жизни».

Реальная Портинари

Ученые в течение долгого времени ведут споры по поводу идентификации реальной Беатриче. Общепринятая версия гласит, что ее именем было Биче ди Фолько Портинари, и она была дочерью уважаемого гражданина банкира Флоренции Фолько ди Портинари (Folco di Ricovero Portinari) . Эта версия идет от Боккаччо , который пишет в своей лекции об «Аде», что дама, в которую был влюблен Данте, звалась Беатриче, что она была дочерью богатого и уважаемого гражданина Фолько Портинари и женою Симоне де’Барди из влиятельной семьи флорентийских банкиров Барди . Важно, что мачеха Боккаччо, Маргарита деи Мардоли, дочь монны Лаппы, рожденная Портинари, приходилась таким образом троюродной сестрой Беатриче. В конце 1339 г. Боккаччо мог еще застать в живых госпожу Лаппу или слышать в семье ее рассказы о прошлом. Биограф Данте Голенищев-Кутузов пишет, что «несмотря на то, что Боккаччо порой и присочинял к биографии Данте некоторые подробности, это свидетельство заслуживает доверия».

Фолько был соседом семьи Алигьери, родился в Портико ди Романья и переехал во Флоренцию (ум. 1289). У Фолько было 6 дочерей, он щедро жертвовал больнице Санта Мария Нуова. Данте пишет, что самый ближайший родственник Беатриче (очевидно, брат) был его ближайшим другом - подобная дружба вполне ожидаема для двух соседских мальчиков .

Дата рождения Беатриче вычисляется на основании слов Данте, назвавшему, на сколько лет она была его младше. Однако документальных свидетельств о ней недостаточно, что делает её существование недоказанным. Единственным документом является завещание Фолько ди Портинаре от 1287 года, которое гласит: « ..item d. Bici filie sue et uxoris d. Simonis del Bardis reliquite …, lib.50 ad floren» - указание на дочь Биче (уменьш. от «Беатриче») и её мужа. Беатриче вышла замуж за банкира Симоне деи Барди по прозванию Мона, вероятно, в январе 1287 года. По другим сведениям - намного раньше, еще в подростковом возрасте. Это предположение основывается на новых находках в архиве династии Барди. Документ 1280 года касается продажи Симоне своему брату участка земли, которое производится с согласия «его жены Беатриче» - тогда ей было около 15 лет. Другая бумага, от 1313 года, говорит о замужестве дочери Симоне по имени Франческа с Франческо Пьероцци Строцци, однако не указывается, от какой жены - первой Беатриче, или второй - Билии (Сибиллы) ди Пуччо Дечиаиоли. У него также был сын Бартоло и дочь Джемма, в браке Барончелли.

Надгробие Беатриче Портинари в церкви Санта Маргарита де Черчи

Правдоподобная гипотеза гласит, что ранняя смерть Беатриче связана с родами. Традиционно считается, что могила ее находится в церкви Санта Маргарита де Черчи, неподалеку от домов Алигьери и Портинаре, там же, где похоронен ее отец и его семья. Именно здесь находится мемориальная доска. Однако эта версия сомнительна, так как по обычаю ее должны были похоронить в гробнице мужа (базилика Санта-Кроче, рядом с капеллой Пацци).

Сам Данте женился по расчету через 1-2 года после смерти Беатриче (указывают дату - 1291 год) на Донне Гемме из аристократического рода Донати .

В произведениях

Любовь Данте к Беатриче тесно связана с его любовью к поэзии, в своих произведениях Данте идеализировал свою любовь к Беатриче.

В числе юношеских стихотворений Данте есть сонет к его другу, Гвидо Кавальканти, выражение реального, игривого чувства, далёкого от всякой трансцендентности. Беатриче названа уменьшительным от своего имени: Биче. Она, очевидно, замужем, ибо с титулом монна (мадонна) рядом с нею упоминаются и две другие красавицы, которыми увлекались и которых воспевали друзья поэта, Гвидо Кавальканти и Лапо Джиянни .

«Новая жизнь»

Беатриче являлась главным вдохновителем произведения Данте «Vita Nuova» (ок. 1293), большинство стихов в книге - о ней, ее он именует там «gentilissima» (добрейшая) и «benedetta» (благословенная). «Новая жизнь» состоит из сонетов, канцон и пространного прозаического рассказа-комментария о любви к Беатриче.

С другими дамами вы надо мной
Смеетесь, но неведома вам сила,
Что скорбный облик мой преобразила:
Я поражен был вашею красой.

О, если б знали, мукою какой
Томлюсь, меня бы жалость посетила.
Амор, склонясь над вами, как светило,
Все ослепляет; властною рукой

Смущенных духов моего сознанья
Огнем сжигает он иль гонит прочь;
И вас один тогда я созерцаю.

И необычный облик принимаю,
Но слышу я - кто может мне помочь? -
Изгнанников измученных рыданья.

Данте любовь казалась чем-то священным, таинственным, плотские мотивы улетучивались до желания лицезреть Беатриче, до жажды одного её привета, до блаженства петь ей хвалы.

Чувство настраивалось до крайностей одухотворения, увлекая за собою и образ милой: она уже не в обществе весёлых поэтов (как в раннем сонете). Постепенно одухотворяемая, она становится призраком, «молодой сестрой ангелов»; это божий ангел, говорили о ней, когда она шла, венчанная скромностью; её ждут на небе.

В «Новой жизни» нет фактов, нет истории любви; зато каждое ощущение, каждая встреча с Беатриче, её улыбка, отказ в привете - все получает серьёзное значение, над которым поэт задумывается, как над совершившейся над ним тайной. После первых свиданий нить действительности начинает теряться в мире чаяний и ожиданий, таинственных соответствий чисел три и девять и вещих видений, настроенных любовно и печально, как бы в тревожном сознании, что всему этому быть недолго. Неоднократное повторение периода в 9 (кратное Святой Троице), которое Данте не раз употребляет, является одним из доводов о достаточно большой роли вымысла в описываемой поэтом любви: «Числа „девять“ и „три“ во всех произведениях Данте многозначимы и неизменно предвозвещают Беатриче. Числом „девять“ отмечено ее младенческое явление отроку Данте и ее появление на флорентийском празднестве в то весеннее время, когда она предстала взору юноши в полном расцвете своей красоты. Беатриче умерла, когда совершенное число „десять“ повторилось девять раз, то есть в 1290 г.» .

Манера, в которой Данте выражает свою любовь к Беатриче, согласуется со средневековой концепцией куртуазной любви - тайной, безответной форме восхищения.

Однажды Данте Алигьери принялся за канцону, в которой хотел изобразить благотворное на него влияние Беатриче. Принялся и, вероятно, не кончил, по крайней мере он сообщает из неё лишь отрывок (§ XXVIII): в это время ему принесли весть о смерти Беатриче, и следующий параграф «Новой жизни» начинается словами Иеремии (Плач I): «как одиноко стоит город некогда многолюдный! Он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями, стал данником». В годовщину её смерти он сидит и рисует на дощечке: выходит фигура ангела (§ XXXV).

Его горе настолько улеглось, что, когда одна молодая красивая дама взглянула на него с участьем, соболезнуя ему, в нём проснулось какое-то новое, неясное чувство, полное компромиссов, со старым, ещё не забытым. Он начинает уверять себя, что в той красавице пребывает та же любовь, которая заставляет его лить слезы. Всякий раз, когда она встречалась с ним, она глядела на него так же, бледнея, как бы под влиянием любви; это напоминало ему Беатриче: ведь она была такая же бледная. Он чувствует, что начинает заглядываться на незнакомку и что, тогда как прежде её сострадание вызывало в нём слезы, теперь он не плачет. И он спохватывается, корит себя за неверность сердца; ему больно и совестно.

Паломники, бредущие в заботе
О чём-то, что, наверное, вдали
Оставили, - ведь из чужой земли
Вы, судя по усталости, бредёте,

Уж вы не потому ли слёз не льёте,
Что в город скорбный по пути зашли
И слышать о несчастье не могли?
Но верю сердцу - вы в слезах уйдете.

Услышанное при желанье вами
Едва ли вас оставит в безразличье
К тому, что этот город перенёс.

Он без своей остался Беатриче,
И если рассказать о ней словами,
То сил не хватит выслушать без слёз. .

Беатриче явилась ему во сне, одетая так же, как в тот первый раз, когда он увидел её ещё девочкой. Это была пора года, когда паломники толпами проходили через Флоренцию, направляясь в Рим на поклонение нерукотворному образу. Данте вернулся к старой любви со всей страстностью мистического аффекта; он обращается к паломникам: они идут задумавшись, может быть о том, что покинули дома на родине; по их виду можно заключить, что они издалека. И должно быть - издалека: идут по незнаемому городу и не плачут, точно не ведают причины общего горя.

«Новая жизнь» кончается обещанием поэта самому себе не говорить более о ней, пока он не в состоянии будет сделать это достойным образом. «Для этого я тружусь, насколько могу, - про то она знает; и если Господь продлит мне жизнь, я надеюсь сказать о ней, чего ещё не было сказано ни об одной женщине, а затем да сподобит меня Бог увидеть ту, преславную, которая ныне созерцает лик Благословенного от века».

«Божественная комедия»

Также она выступает в качестве проводника в «Божественной комедии ». Там она перенимает эстафету проводника у Вергилия , поскольку латинский поэт, будучи язычником, не может войти в рай, а также потому, что будучи воплощением божественной любви (как истолковывается её имя), именно она ведет к блаженным видениям. (Третьим провожатым станет Бернар Клервоский).

Фигура Беатриче выступает в его произведении как спаситель, более того, в начале поэмы Данте соглашается следовать за встретившимся ему Вергилием только после того, как тот сообщает, что послала его Беатриче. Если в «Новой жизни» - она еще реальный, пусть и не имеющий никаких недостатков человек, то в данной поэме она прошла стадию «обожествления» и превратилась в ангельское существо.

Иллюстрация к «Божественной комедии»: Беатриче несет поэта ввысь к Святой Троице

Беатриче ведет Данте в последней книге «Рай», и последних 4 песнях «Чистилища». В конце «Чистилища», когда Данте вступает в Земной Рай, навстречу ему приближается торжественная триумфальная процессия; среди нее дивная колесница, и на ней сама Беатриче, в зеленом платье и в плаще огненного цвета. Беатриче обращается к ангелам и, обвиняя Данте, рассказывает историю его заблуждений, особенно подчеркивая его необычайные природные дарования, пользуясь которыми он мог бы «во всякой добродетели достигнуть совершенства», но «необработанная почва тем обильнее производит дурные и дикие растения, чем плодороднее» - является олицетворением его совести.

Чистилище, XXXIII

И Беатриче, скорбью повита,
Внимала им, подобная в печали,
Быть может, лишь Марии у креста.

Когда же те простор для речи дали,
Сказала, вспыхнув, как огонь во тьме,
И встав, и так слова ее звучали (...)

И, двинувшись в предшествии седмицы,
Мне, женщине и мудрецу - за ней
Идти велела манием десницы.

И ранее, чем на стезе своей
Она десятый шаг свой опустила,
Мне хлынул в очи свет ее очей.

Данте уносится по воздуху вслед за Беатриче; она смотрит вверх, он не спускает глаз с нее. Переходя от одной планеты к другой, Данте не чувствует этого перехода, так легко он происходит, и узнает о нем каждый раз только потому, что красота Беатриче становится все лучезарнее по мере приближения к источнику вечной благодати. Когда они поднялись на вершину лестницы. По указанию Беатриче Данте смотрит отсюда вниз, на землю, и она кажется ему такою жалкою, что он улыбается при ее виде. Затем поэт со своей руководительницей - в восьмой сфере, сфере неподвижных звезд. Тут Данте впервые видит полную улыбку Беатриче и теперь уже способен вынести ее блеск - способен вынести, но не выразить словами. Беатриче, на миг исчезнувшая, появляется уже в самом верху, на престоле, «венчая себя короной из вечных лучей, из нее самой исходящих». Данте обращается к ней со мольбой.