«Челн томленья». Анализ стихотворения. Стихотворение "челн томленья" бальмонт константин дмитриевич Анализ стихотворения Бальмонта «Челн томленья»

«Челн томленья». Анализ стихотворения. Стихотворение
«Челн томленья». Анализ стихотворения. Стихотворение "челн томленья" бальмонт константин дмитриевич Анализ стихотворения Бальмонта «Челн томленья»

В стихотворении нарисовано одинокое суденышко среди бурного моря, волн ветра. Кажется, буря сейчас поглотит эту лодочку, но на фоне изображения непогоды возникают размышления о чуждости «счастью» лирического героя: «чуждый чистым чарам счастья». Чёлн находится в поиске идеала: «Ищет светлых снов чертог». Для этого он оставил им родную, знакомую сторону: «Бросил берег». Приближение бури становится объектом изображения Бальмонта: он слышит «величавый возглас волн». «Челн томленья» проникнут декадентскими настроениями - печали, угнетенности, пессимизма. Это стихотворение - одно из ранних у поэта, оно принадлежит первому, «тихому», так его назвают исследователи, периоду творчества Бальмонта . С 1900 года настанет «громкий» период с волевыми, мажорными интонациями. А в этом стихотворении говорится о приближении бури («Близко буря»), о битве челна с бурей («бьется с бурей») и о сломленной воле борца («Отдаваясь воле волн»). Финал стихотворения печален: буря победила, тьма охватила суденышко: «Челн томленья тьмой охвачен. Буря воет в бездне вод.» Не случайно, глядя на эту неравную борьбу, «месяц горькой грусти полн». Бальмонт подчеркивает бесперспективность борьбы, и это настроение формируется также подбором слов «вздохи», «томленье», «горькая грусть», «умер», «охвачен».

Да и сам лирический герой Бальмонта - это «челн томленья». Разочарованный («чуждый чарам») «черный» челн томленья, видимо, изначально обречен на поражение. Звукопись на «ч» в портрете «челна томленья», должна, видимо, по Бальмонту, продемонстрировать неслучайность словоупотребления, «отраженность» этих слов друг в друге: «чуждый чарам черный челн». У Бальмонта нет картины спокойного моря. В финале стихотворения «мрак растет» и «буря воет в бездне вод». Обстоятельства не были благосклонны к «челну». Мы видим однообразие цветовых характеристик атмосферы вокруг «черного челна» («месяц матовый», «ночь чернеет»), и лишь идеал обрисован как «светлых снов чертог».

В стихотворении Бальмонта вообще больше звуковых, чем живописных характеристик: вздох ветра, возглас воли, вой бури передается аллитерацией на «в». Бальмонт явился в русской поэзии одним из самых замечательных «мелодистов»: изысканная инструментовка, музыка его стиха признавалась всеми, и о себе он написал: «Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны».

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

Еще стихотворения:

  1. Дымно тает берег плоский… Весел Кормчий у руля… Еле видимой полоской Обозначилась земля… Вся клокочет ширь морская… Я — один над синей тьмой… Вихри пены ввысь взрывая, Воет бездна над...
  2. 1 Все — горы, острова — все утреннего пара Покрыто дымкою… Как будто сладкий сон, Как будто светлая, серебряная чара На мир наведена — и счастьем грезит он… И, с...
  3. Еще я полн, о друг мой милый, Твоим явленьем, полн тобой!.. Как будто ангел легкокрылый Слетал беседовать со мной,- И, проводив его в преддверье Святых небес, я без него Сбираю...
  4. Грядущий день намечен был вчерне, насущный день так подходил для пенья, и четверо, достойных удивленья, гребцов со мною плыли на челне. На ненаглядность этих четверых все бы глядела до скончанья...
  5. Из поэмы «Иснель и Аслега» Битва кончилась, ратники пируют вокруг зажженных дубов… …Но вскоре пламень потухает, И гаснет пепел черных пней, И томный сон отягощает Лежащих воев средь полей. Сомкнулись...
  6. Тройка мчится, тройка скачет, Вьется пыль из-под копыт, Колокольчик звонко плачет, И хохочет, и визжит. По дороге голосисто Раздается яркий звон, То вдали отбрякнет чисто То застонет глухо он. Словно...
  7. Сердце звонкое бьется в груди, Освещенное лаской луны От поющей небес вышины. Милый друг, приходи, приходи!.. Милый друг, приходи, приходи!.. Мягкий сердца порыв – он могуч! Молний блеск разорвет края...
  8. Глубоко ограда врыта, Тяжкой медью блещет дверь… — Месяц! месяц! так открыто Черной тени ты не мерь! Пусть зарыто, — не забыто… Никогда или теперь. Так луною блещет дверь. Мало...
  9. Белый корабль, брошенный, в море бурном, гордо плывет — залпом расстрелянный… Призраком морга мчится он… — Полный вперед! Стенка на стенку, брат на брата? Кто здесь убийца, кто раб? Мчится...
  10. — Что за погода! Как эти сумерки ужасны! Как черный воздух налип на крыши и асфальт… — А я устала. Моталась целый день напрасно. Была у Сашки, купила мыло и...
  11. Мчится тройка, скачет тройка, Колокольчик под дугой Разговаривает бойко. Светит месяц молодой. В кошеве широкой тесно; Как на свадьбе, топоча, Размахнулась, ходит песня От плеча и до плеча! Гармонист и...
  12. Вот на площади квадратной Маслодельня, белый дом! Бык гуляет аккуратный, Чуть качая животом. Дремлет кот на белом стуле, Под окошком вьются гули, Бродит тетя Мариули, Звонко хлопая ведром. Сепаратор, бог...
  13. Рощи пальм и заросли алоэ, Серебристо-матовый ручей, Небо, бесконечно-голубое, Небо, золотое от лучей. И чего еще ты хочешь, сердце? Разве счастье — сказка или ложь? Для чего ж соблазнам иноверца...
  14. Горькой жалобой, речью тоскливой Ты минуту отрады мне дал: Я в отчизне моей терпеливой Уж и жалоб давно не слыхал. Точно в ночь средь кладбища глухого, Я могильною тишью объят,...
  15. Мы стояли с пилотом ледовой проводки, С ледокола смотрели на гаснущий день. Тихо плыл перед нами белый берег Чукотки И какой-то кораблик на зеленой воде. Там стояла девчонка, по-простому одета,...
Вы сейчас читаете стих Челн томленья, поэта Бальмонт Константин Дмитриевич

Константин Дмитриевич Бальмонт

Князю А.И. Урусову

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

Александр Иванович Урусов

Произведение «Челн томленья» было написано К. Д. Бальмонтом в 1894 году и посвящено князю А. И. Урусову. Это своеобразная благодарность поэта человеку, который много сделал для его творческого развития. Например, именно Александр Иванович Урусов подтолкнул Константина Дмитриевича к знакомству с французскими авторами - Г. Флобером, Ш. Бодлером и другими, что впоследствии заметно отразится на стиле самого Бальмонта.

Некоторые критики считают, что стихотворение «Челн томленья» также создано Бальмонтом под влиянием творчества других авторов. Например, произведение Афанасия Фета «Буря на море» содержит тот же фонетический прием, что и «Челн…» — аллитерацию. Сам Константин Дмитриевич в заметках к переводам П. Б. Шелли отмечает поразительное мастерство звуковых повторов английского поэта, сравнивая его с талантом А. С. Пушкина и поэтическими традициями Древней Индии.

Анализируя произведение «Челн томленья» сегодня, можно сказать, что оно вполне достойно занять почетное место в ряду упомянутых Бальмонтом творений. В нем поэт создал уникальный звуковой рисунок. Для каждой строки характерен свой звуковой ряд. Первая строфа начинается с «в»:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.

Следующие строки открываются звуками «б», «ч», «м», «с», снова «ч», «в» и так далее. Словно по кругу читая мантры, автор заговаривает безудержные стихии воды и воздуха, о которых идет повествование.

В произведении широко используется звукоподражание. Встречая в тексте повторяющиеся слоги «БРО-сил», «БУ-ря», «БЕ-рег», читатель невольно представляет себе именно ту картину, которую рисует автор в стихотворении. Перед нами явственно предстает беспокойное море, грозно поднимающиеся волны, среди которых мечется едва заметный одинокий челнок. Что его ждет, читатель легко поймет из мрачных образов: «бездна вод», «горькой грусти полн», «чуждый чарам счастья».

Особый ритм, имитирующий удары волн о борт суденышка, создается с помощью четырехстопного хорея, прерывающегося на четных строках, начиная со второй строфы. Чередования на этом отрезке мужских и женских окончаний также добавляет резкости стихам.

Если же отвлечься от искусной игры звуками, то окажется, что в стихотворении заключен глубокий смысл. Главный образ произведения - челн, отданный во власть стихии, символизирует человеческое одиночество. Как и крохотная лодка, человек пропадает и гибнет, будучи брошенным на произвол судьбы. К этой теме и образу обращались многие поэты до Бальмонта, например, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Челнок». Таким образом, Константин Дмитриевич предстает перед читателем не только ловким мастером слова, но и подлинным наследником традиции русской философской лирики.

«Челн томленья» Константин Бальмонт

Князю А.И.Урусову

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог,
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог.

Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.

Умер вечер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растет.
Челн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.

Анализ стихотворения Бальмонта «Челн томленья»

Произведение «Челн томленья» было написано К. Д. Бальмонтом в 1894 году и посвящено князю А. И. Урусову. Это своеобразная благодарность поэта человеку, который много сделал для его творческого развития. Например, именно Александр Иванович Урусов подтолкнул Константина Дмитриевича к знакомству с французскими авторами – Г. Флобером, Ш. Бодлером и другими, что впоследствии заметно отразится на стиле самого Бальмонта.

Некоторые критики считают, что стихотворение «Челн томленья» также создано Бальмонтом под влиянием творчества других авторов. Например, произведение Афанасия Фета «Буря на море» содержит тот же фонетический прием, что и «Челн…» - аллитерацию. Сам Константин Дмитриевич в заметках к переводам П. Б. Шелли отмечает поразительное мастерство звуковых повторов английского поэта, сравнивая его с талантом А. С. Пушкина и поэтическими традициями Древней Индии.

Анализируя произведение «Челн томленья» сегодня, можно сказать, что оно вполне достойно занять почетное место в ряду упомянутых Бальмонтом творений. В нем поэт создал уникальный звуковой рисунок. Для каждой строки характерен свой звуковой ряд. Первая строфа начинается с «в»:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.

Следующие строки открываются звуками «б», «ч», «м», «с», снова «ч», «в» и так далее. Словно по кругу читая мантры, автор заговаривает безудержные стихии воды и воздуха, о которых идет повествование.

В произведении широко используется звукоподражание. Встречая в тексте повторяющиеся слоги «БРО-сил», « БУ-ря», «БЕ-рег», читатель невольно представляет себе именно ту картину, которую рисует автор в стихотворении. Перед нами явственно предстает беспокойное море, грозно поднимающиеся волны, среди которых мечется едва заметный одинокий челнок. Что его ждет, читатель легко поймет из мрачных образов: «бездна вод», «горькой грусти полн», «чуждый чарам счастья».

Особый ритм, имитирующий удары волн о борт суденышка, создается с помощью четырехстопного хорея, прерывающегося на четных строках, начиная со второй строфы. Чередования на этом отрезке мужских и женских окончаний также добавляет резкости стихам.

Если же отвлечься от искусной игры звуками, то окажется, что в стихотворении заключен глубокий смысл. Главный образ произведения – челн, отданный во власть стихии, символизирует человеческое одиночество. Как и крохотная лодка, человек пропадает и гибнет, будучи брошенным на произвол судьбы. К этой теме и образу обращались многие поэты до Бальмонта, например, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Челнок». Таким образом, Константин Дмитриевич предстает перед читателем не только ловким мастером слова, но и подлинным наследником традиции русской философской лирики.